По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311, 621.331

Устранение несимметрии в электрических сетях, примыкающих к тяговым подстанциям

Закарюкин В.П. д-р техн. наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск,
Авдиенко И.М. аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск,
Крюков А.В. д-р техн. наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск

В статье представлены результаты исследования несимметричных режимов в сетях 220 кВ, питающих тяговые подстанции, оснащенные регулируемыми симметрирующими устройствами (СУ), реализованными на основе схемы Штейнмеца. Результаты компьютерного моделирования показали, что эти устройства обеспечивают снижение коэффициентов несимметрии k2U в десятки раз по сравнению с типовыми системами тягового электроснабжения. Кроме того, с помощью регулируемых СУ возможно стабилизировать перетоки реактивной мощности в питающих сетях, а также повысить напряжение на токоприемниках электровозов.

Литература:

1. Бардушко В.Д., Закарюкин В.П., Крюков А.В. Принципы построения систем электроснабжения железных дорог. — М.: Теплотехник, 2014. — 166 с.

2. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Авдиенко И.М. Моделирование систем тягового электроснабжения, оснащенных симметрирующими трансформаторами. — Берлин: Директ-Медиа, 2017. — 168 с.

3. Шидловский А.К., Кузнецов В.Г. Повышение качества энергии в электрических сетях. — Киев: Наукова думка, 1985. — 268 с.

4. Multiple SVC installations for traction load balancing in Central Queensland. ABB Application Note A02-0134 E, 2011-03.

5. Amar Alsulami. Balancing Asymmetrical Load Using a Static Var Compensator. Master of Science Thesis. Department of Energy and Environment Division of Electric Power Engineering, Chalmers University of Technology, Goteborg, Sweden. — 2014. — 90 p.

6. Adrian Pana (2011). Active Load Balancing in a Three-Phase Network by Reactive Power Compensation, Power Quality and Monitoring, Analysis and Enhancement, Dr. Ahmed Zobaa (Ed.), ISBN: 978-953-307-330-9, InTech, Available from: http://www.intechopen.com. Дата обращения 05.03.2018.

7. Mohamed M. Saied. Circuit for Balancing Harmonic-Polluted Three-Phase Networks. Electrical Power Quality and Utilisation, Journal. — 2013. — Vol. XVI. — N 1. — P. 19–24.

8. Крюков А.В., Закарюкин В.П. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. — Иркутск: ИрГУПС, 2011. — 170 с.

9. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2005. — 273 с.

Электроснабжение железных дорог переменного тока имеет ряд специфических особенностей, которые не свойственны электрическим сетям общего назначения [1]. Первая из них состоит в нестационарности тяговых нагрузок, перемещающихся в пространстве, что приводит к значительным отклонениям и колебаниям напряжения на шинах 110–220 кВ тяговых подстанций (ТП). Вторая особенность заключается в том, что однофазные тяговые нагрузки создают значительную несимметрию напряжений на шинах ТП и зажимах потребителей, питающихся от этих шин [2]. Третья особенность состоит в значительном реактивном электропотреблении.

Перечисленные факторы создают проблемы для трехфазных потребителей, в состав которых входят асинхронные и синхронные двигатели. Особенно значительно проявляется влияние тяговой нагрузки в сетевых районах (РЭС), получающих питание от ТП, подключенных к узлам сети с малыми мощностями короткого замыкания. Негативные эффекты проявляются особенно ярко в послеаварийных режимах внешнего электроснабжения, обычно связанных с отключением питающих линий.

Снижение отклонений и несимметрии напряжений является непростой проблемой, которая может быть решена на основе применения схемы Штейнмеца [3] (рис. 1). Это устройство предполагает включение регулируемых реакторов и конденсаторных батарей на двух или трех фазах. При однофазной нагрузке в свободные фазы включаются элементы, реактивные мощности которых в раз меньше мощности симметрируемой нагрузки, а сопротивления, соответственно, в раз больше. Схема предполагает соединение элементов треугольником, причем индуктивный элемент включается в опережающую фазу, а емкостный – в отстающую.

Существенным достоинством схемы Штейнмеца является равенство номинальной трехфазной мощности трансформатора и активной мощности однофазной нагрузки. Использо вание такой схемы в системах тягового электроснабжения (СТЭ) приведет к полному использованию мощности трансформаторов и ликвидации эффекта циркуляции реактивной мощности по фазам питающей сети при чисто активной нагрузке.

Для Цитирования:
Закарюкин В.П., Авдиенко И.М., Крюков А.В., Устранение несимметрии в электрических сетях, примыкающих к тяговым подстанциям. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: