Устойчивое развитие агропродовольственной системы России должно стать приоритетом государственной продовольственной политики. В условиях новых глобальных и национальных вызовов возрастает актуальность обоснования нового вектора развития агропродовольственной системы — устойчивого развития. Мобилизация усилий по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) на фоне последствий пандемии COVID-19 предусматривает кардинальное переосмысление приоритетов агропродовольственной политики. Это касается реализации системы взаимосвязанных задач:
• устойчивый рост сельской экономики и диверсификация ее структуры;
• достижение продовольственной безопасности;
• повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;
• сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации;
• ликвидация бедности, приближение села к городским жизненным стандартам;
• рационализация использования природного потенциала и сохранение природной среды.
Среди глобальных проблем современного мира продовольственная проблема стоит наиболее остро, так как от ее решения зависит национальная безопасность, политический и экономический суверенитет любого государства. Как отмечается в документах Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), за последние два десятилетия в мире удалось добиться больших успехов в области борьбы с голодом и недоеданием. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, данная проблема далека от своего решения. «Человеческая, социальная и экономическая цена голода, отсутствия продовольственной безопасности и недоедания для общества огромна и имеет далеко идущие последствия: снижение продуктивности, проблемы, связанные со здоровьем, снижение уровня благосостояния, ухудшение способности к обучению, неполное раскрытые человеческого потенциала и социально-политические волнения, подрывающие усилия в области развития» [5].
Безусловно, проблема голода для России не актуальна. Однако низкая калорийность питания, высокая доля расходов на питание в расходах населения, нерациональная структура потребления, существенная дифференциация данных показателей по социальным группам и регионам ставят задачи активизации мер по решению проблемы физической и экономической доступности продовольствия.