В самом начале процитирую великого ученого Чарльза Дарвина: «Выживают не самые сильные и самые умные виды, а те, которые лучше приспосабливаются к изменениям». Это фраза как нельзя лучше описывает, какими должны быть взаимоотношения предпринимателя и внешней среды с ее скоростными темпами изменения.
Отовсюду нас преследуют новости с заголовками: «Крупная сеть закрывает свои рестораны в России!», «Существенное падение трафика в торговых центрах на фуд-кортах!», «Небывалый рост курса валют!». Да и большинство компаний — представителей малого и среднего бизнеса отмечают существенное падение продаж, рост арендных ставок и зависимость закупок от валюты. Конечно, в сложившейся ситуации существовать (тем более развиваться) сложно. Однако все понимают: победители в этой непростой битве будут, и если приложить усилия, вполне можно оказаться в их числе. На что же необходимо обратить внимание?
• напряженная политическая ситуация;
• продолжительная стагнация ретейла;
• стремительное падение курса рубля;
• демографическая яма 1990-х;
• кульминация изменения ценностей и поведения потребителей;
• закредитованность населения;
• снижения трафика в ТЦ;
• снижение качества трафика.
Начнем с определений. Итак, антикризисное управление — это управление компанией, способное предварять или смягчать кризис, а также удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями.
- высокая конкуренция на рынке;
- неготовность малого и среднего бизнеса в сфере общепита к изменениям на рынке;
- кадровый кризис;
- отток постоянных клиентов.
Большинство компаний, представляющих малый и средний бизнес, попадают именно в эту ловушку. Эти компании ведут свой бизнес так же, как делали это ранее, в 1990-х и начале 2000-х:
- отсутствие показателей эффективности («Зачем тратить на это время? Я и так знаю, что происходит в моем бизнесе»);