В системе централизованной плановой экономики нормирование труда рассматривалось в качестве одного из необходимых инструментов повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, совершенствования оплаты труда, достижения более полного соответствия между мерой труда и мерой вознаграждения за труд. Нормированием было охвачено до 90 % работников.
При центральных и отраслевых государственных органах действовали десятки организаций, разрабатывавших нормативы по труду и типовые нормы. На каждом крупном и среднем предприятии функционировали отделы организации и нормирования труда. Правда, тарифная система и система должностных окладов, устанавливаемые в централизованном порядке, пересматри вались крайне редко: применяемые нормы корректировались поправочными коэффициентами. В результате механизм нормирования и установления заработной платы превращался в «выводиловку». Работники предприятий были заинтересованы в уменьшении плановых заданий, что отражалось на качестве норм, которые занижались, обусловливая, в частности, излишнюю по сравнению с реально необходимой численность персонала.
С приватизацией предприятий отраслевое управление в сфере нормирования фактически перестало существовать так же, как и централизованная разработка норм и нормативов. Нормирование стало делом самих предприятий, причем большинство из них не видели и не видят смысла в продолжении данной работы. Поэтому на многих из них были упразднены отделы организации и нормирования труда.
Чем объясняется подобное отношение к этой сфере деятельности? Вопервых, неразвитостью рыночных отношений, слабой конкуренцией, что позволяет товаропроизводителям не просто выживать, но и получать приличную прибыль, не заботясь о качестве выпускаемой продукции.
Во-вторых, несмотря на то, что спад производства прекратился, большинство производителей не ощущают потребности в повышении объемов выпуска продукции, сохраняя излишнюю численность персонала, тем более что зарплата серьезно занижена.