Диалектная языковая картина определенной территории является одной из форм национальной картины мира [8]. Диалект (говор) определяется как исторически сложившийся самодостаточный язык, который нельзя трактовать как искаженный и неправильный [6]. Изучение диалекта той или иной территориальной общности, дает представление о повседневной культуре, в который жили носители древнерусских слов. Народная речь хранит особые, не всегда выражаемые литературным языком знания: о традиционном ведении хозяйства, о традиционном русском семейном укладе жизни, о национальных обрядах, обычаях, о том, как в русской народной традиции понимается мир и человек в нем.
Диалект, присущий той или иной местности нуждается в своевременном изучении, поскольку, как справедливо отмечает Е.М. Сморгунова, лингвист, «язык уходит с каждым конкретным носителем, уходит безвозвратно с каждым конкретным человеком» [9]. К сожалению, современные реалии таковы, что традиционный говор исчезает из речи, считаясь пережитком прошлого и сохраняясь лишь в речи старшего поколения, проживающего, в основном, в сельской местности.
Одним из паттернов, нуждающихся в изучении и сохранении, является говор старообрядцев Усть-Цилемского района. Село Усть-Цильма — одно из самых древних сел, уникальное место на Русском Севере, где во всем многообразии представлена живая старина. Основано это село новгородцем Ивашкой Дмитриевым Ласткой в 1542 году. До 1929 года Усть-Цильма входила в состав Архангельской губернии, а затем вошла в состав нынешней Республики Коми. Усть-Цилемский район является самым большим по площади муниципалитетом в республике, занимая 42,5 тыс. кв. км, но также и самым малозаселенным (10756 человек) [5]. Большая часть территории покрыта лесом и болотами, однако, тем не менее, в районе располагается множество населенных пунктов. Некоторые из таких поселений значительно отдалены от центра, что как раз и способствует сохранению культурных традиций нижнепечорских староверов-поморцев. «Затерявшись» в тайге, устьцилема сумели сохранить древнерусские формы слов, составляющие уникальный своеобразный говор. Живописность речи во всей своей выразительности представлена в повседневной жизни староверов [4]. Поэтому устьцилемов часто называют речистыми людьми.