— Общеизвестным фактом является то, что зарубежные музеи частично финансируются посредством частных пожертвований, которые делаются компаниями, благотворительными организациями и физическими лицами. Что вы можете сказать об аналогичной перспективе финансирования российских музеев?
— Сегодня наблюдается тенденция к тому, чтобы внебюджетное финансирование стало ключевым. Во-первых, это вектор, который нам задает Министерство культуры, говоря о том, что мы должны зарабатывать сами. Мы должны быть настолько интересны, чтобы привлекать не только бюджетные средства. У нас есть все, чтобы их привлекать. На мой взгляд, это очень интересные области музейной деятельности, которые дополнительно стимулируют к развитию и тех, кто вкладывает, и тех, в кого вкладывают. По примеру последних нескольких лет могу сделать вывод, что восприятие музеев людьми стало меняться в лучшую сторону. В вопросах пожертвований, вложения становятся все более осознанными как со стороны компаний, так и со стороны частных лиц. Сейчас не так, как было пару лет назад, когда в основном пожертвования вливались импульсивно. Это уже осторожные, выверенные шаги. И тем не менее таких людей становится больше.
— Как организована деятельность Фонда поддержки в структуре Третьяковской галереи?
— Ежегодно Третьяковская галерея привлекает большое количество внебюджетных средств. Фандрайзинг является ключевой задачей, стоящей перед Фондом, и все средства, поступившие в Фонд, тратятся исключительно на нужды Третьяковки. В 2018 году показатель дохода от пожертвований и спонсорских средств составил 860 млн, что составляет 32,4 % всех доходов Галереи.
За привлечение внебюджетных средств в структуре Государственной Третьяковской галереи ответственны Фонд поддержки и Отдел развития Третьяковской галереи. Вместе с Фондом они стремятся к единой цели — привлечь спонсоров и партнеров, привлечь внебюджетное финансирование. Сейчас я возглавляю Отдел развития и Фонд, потому что это юридически разные организации, однако фактически у нас одни и те же попечители, одни и те же специалисты. Разделение происходит только на бумаге, а в вопросах привлечения мы единое целое, существующее даже в одном пространстве. Нам кажется, что данная система более эффективная, потому что мы не плодим сущности, которые занимаются одним и тем же. Наши партнеры всегда общаются и знают конкретных сотрудников вне зависимости от юридического деления структур. Это позволяет выстроить и сохранить определенную степень доверия, особенно учитывая то, что многие жертвователи работают с нами уже не первый год.