По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313

Усовершенствование ремонта коллекторно-щеточного узла машин постоянного тока

С. В. Петроченко канд. техн. наук, доц. Омский государственный технический университет, г. Омск
А. А. Федоров канд. техн. наук, доц., Омский государственный технический университет, г. Омск

В статье указаны недостатки существующей технологии ремонта коллекторов машин постоянного тока, на основании представленных недостатков предложены современные технологии повышения качества и безопасности ремонта коллекторно-щеточного узла машин постоянного тока.

Литература:

1. Красковская С.Н. Текущий ремонт и техническое обслуживание электровозов постоянного тока / С.Н. Красковская, Э.Э. Ридель, Р.Г. Черепашенец. — М.: Транспорт, 1989. — 408 с.

2. Солдаткин А.В. Влияние поверхностной пластической обработки на медные пластины коллекторов тяговых электродвигателей локомотивов при их ремонте // Труды второй междунар. отраслевой научно-технической конф. «Актуальные проблемы развития железнодорожного транспорта и роль молодых ученых в их решении», ноябрь 2000 г. / Ростовский гос. университет путей сообщения. — Ростов н/Д., 2000. — С. 73−75.

3. Петроченко С.В. Технология повышения качества рабочей поверхности коллекторов машин постоянного тока при ее механической обработке / С.В. Петроченко, А.А. Федоров // Омский научный вестник. Приборы, машины и технологии. — 2014. — №1 (127). — С. 113–117.

В существующей технологии ремонта машин постоянного тока (МПТ) для достижения шероховатости коллектора Ra = 0,63 мкм применяется обтачивание токарным резцом с режущей частью из ВК8 и шлифование абразивными полотнами Р320; Р400 или брусками марки Р16, Р17Б [1].

В настоящее время обточка рабочей поверхности коллектора на установленных режимах резания инструментом из ВК8, с необоснованными значениями геометрических параметров режущей части инструмента, приводит к образованию заусенцев на кромках коллекторных пластин, снижающих коммутацию МПТ. Операция, связанная с зачисткой заусенцев, является весьма трудоемкой и реализуется исключительно вручную.

Наряду с обточкой процесс шлифования имеет ряд существенных недостатков, снижающих качество изготовления и ремонта МПТ, таких как:

— зерна абразивного инструмента шаржируют материал поверхностного слоя коллектора, что приводит к повышению интенсивности механического и электроэрозионного изнашивания коллектора и щеток [1];

— шлифование абразивным полотном приводит к возникновению завалов на краях пластин глубиной до 0,2–0,5 мм, уменьшающих площадь контакта коллектор-щетка и как следствие — ухудшение коммутации МПТ;

— шлифовальные полотна и полировальные бруски быстро «засаливаются».

Также достаточно остро стоит вопрос о приработке щеток на рабочей поверхности коллектора с целью получения заданного профиля щетки, соответствующего профилю коллектора, определенной шероховатости поверхности, соответствующей паре щетка-коллектор. Процесс приработки («притирки») щеток — операция трудоемкая и малопроизводительная, особенно для МПТ большой мощности ввиду того, что размеры и количество щеток, установленных на них, соразмерны с мощностью МПТ. Так, для того чтобы притереть весь комплект щеток из 16 штук, для тягового электродвигателя ТЛ- 2К1 требуется порядка 60–120 мин.

С учетом всех перечисленных недостатков на основании результатов ранее проведенных исследований авторами статьи предлагается:

Для Цитирования:
С. В. Петроченко, А. А. Федоров, Усовершенствование ремонта коллекторно-щеточного узла машин постоянного тока. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: