По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Условия труда научно-педагогических работников в трансформационных процессах высшего образования

Воронина Алла Аркадьевна канд. юрид. наук, зав. кафедрой права, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются условия труда научно-педагогических работников в условиях трансформации высшего образования, обозначены проблемные аспекты в нормировании труда научно-педагогических работников и заключения эффективных контрактов, оплаты труда. Рассмотрены проблемы негарантированной занятости (прекаризации) и заключение срочных трудовых договоров. По результатам анализа реального положения дел сделан вывод о необходимости решения конкретных проблем правовыми средствами с целью повышения эффективности труда научно-педагогических работников в условиях цифровизации.

Литература:

1. Анализ практики решения индивидуальных трудовых споров с работниками, занимающими должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу / Васильева Ю.В., Головина С.Ю., Егоров К.Б., Брюхина Е.Р., Новикова Н.В., Худякова С.С. / Аналитический отчет по результатам научно-исследовательского проекта / Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. — Пермь, 2017.

2. Юсупова С.М. Оценка качества трудовой жизни преподавателей высшей школы / Гуманитарный научный журнал. — 2015. — № 2. — С. 27–31.

3. Рукавишникова И.В. Понятие «эффективный контракт» требует совершенствования / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://council.gov.ru/events/news/.

4. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2019 года / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/storage/mediabank/itog-monitor03-19.html.

Современные трансформационные процессы в сфере высшего образования вносят существенные изменения в условия труда научно-педагогических работников. Еще с советских времен педагогический труд имеет особенности правового регулирования. Привлекательными для педагогических работников являются такие условия труда, как сокращенное рабочее время (не более 36 часов в неделю, длительный ежегодный оплачиваемый отпуск (в высшей школе 56 календарных дней), режим работы, предусматривающий возможность выполнения отдельных видов работы вне образовательной организации, творческий характер труда.

Кроме того, сфера образования является одной из немногих сфер деятельности, работники которой практически не подвергаются такому явлению, как эйджизм, т.е. по достижению пенсионного возраста работников «не выдавливают» из организации, что, безусловно, соответствует интересам работников. Однако, кроме положительных моментов, в сегодняшней практике имеются серьезные проблемы, влияющие достаточно негативно на качество труда научно-педагогических работников.

Как известно, система российского образования, в том числе и высшая школа, постоянно подвергается реформированию (модернизация, оптимизация, цифровизация, частая смена ФГОС и др.), которое по-разному проявляется в профессиональной деятельности научно-педагогических работников (преподавателей вузов) в целом и для каждого преподавателя отдельно.

Несмотря на то что суть преподавательской деятельности в ходе реформ не изменилась, существенные изменения в регулировании труда преподавателей вузов происходят, что, безусловно, влияет на результаты труда и на условия труда. Как справедливо отмечено в Аналитическом отчете по результатам научно-исследовательского проекта, проведенного Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, «действующая нормативная правовая база, несмотря на ее обновление с учетом проводимой государством политики развития образования, экономики, рынка труда, не отвечает в должной степени новым требованиям, не всегда учитывает специфику труда преподавателей высшей школы по сравнению с иными категориями педагогических работников» [1].

Для Цитирования:
Воронина Алла Аркадьевна, Условия труда научно-педагогических работников в трансформационных процессах высшего образования. Вопросы трудового права. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: