Современные трансформационные процессы в сфере высшего образования вносят существенные изменения в условия труда научно-педагогических работников. Еще с советских времен педагогический труд имеет особенности правового регулирования. Привлекательными для педагогических работников являются такие условия труда, как сокращенное рабочее время (не более 36 часов в неделю, длительный ежегодный оплачиваемый отпуск (в высшей школе 56 календарных дней), режим работы, предусматривающий возможность выполнения отдельных видов работы вне образовательной организации, творческий характер труда.
Кроме того, сфера образования является одной из немногих сфер деятельности, работники которой практически не подвергаются такому явлению, как эйджизм, т.е. по достижению пенсионного возраста работников «не выдавливают» из организации, что, безусловно, соответствует интересам работников. Однако, кроме положительных моментов, в сегодняшней практике имеются серьезные проблемы, влияющие достаточно негативно на качество труда научно-педагогических работников.
Как известно, система российского образования, в том числе и высшая школа, постоянно подвергается реформированию (модернизация, оптимизация, цифровизация, частая смена ФГОС и др.), которое по-разному проявляется в профессиональной деятельности научно-педагогических работников (преподавателей вузов) в целом и для каждого преподавателя отдельно.
Несмотря на то что суть преподавательской деятельности в ходе реформ не изменилась, существенные изменения в регулировании труда преподавателей вузов происходят, что, безусловно, влияет на результаты труда и на условия труда. Как справедливо отмечено в Аналитическом отчете по результатам научно-исследовательского проекта, проведенного Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, «действующая нормативная правовая база, несмотря на ее обновление с учетом проводимой государством политики развития образования, экономики, рынка труда, не отвечает в должной степени новым требованиям, не всегда учитывает специфику труда преподавателей высшей школы по сравнению с иными категориями педагогических работников» [1].