В связи с повышением интенсивности дорожного движения вопрос пассивной безопасности на автомобильных дорогах становится все более актуальным. Для обеспечения безопасности участников дорожного движения на обочине автомобильной дороги устанавливаются боковые удерживающие ограждения, предотвращающие выезд ТС на пределы проезжей части. При отсутствии барьерного ограждения все элементы дорожного обустройства, в том числе и опоры освещения, должны удовлетворять требованиям по пассивной безопасности. В последнее время в России значительно увеличивается количество фланцевых опор освещения из стали Ст3 круглого поперечного сечения. Целью данного исследования является определение уровня пассивной безопасности фланцевой опоры освещения.
Фланцевая опора освещения состоит из двух основных частей, одна из которых погружена в бетон и жестко закреплена с ним, вторая находитФланцевая опора освещения состоит из двух основных частей, одна из которых погружена в бетон и жестко закреплена с ним, вторая находитболтами М28 (рис. 1). Тем самым надземная часть опоры держится только за счет болтовых соединений.
Бетонирование и крепление фланцевой опоры освещения представлено на рис. 2.
Требования к испытанию на пассивную безопасность приведены в ГОСТ 32949–2014 и EN 12767. В соответствии с ГОСТ 32949–2014 и EN 12767 для определения уровня пассивной безопасности 100NE2 необходимо проведение натурных испытаний методом наезда легковым автомобилем на опору освещения со скоростью 70 и 100 км/ч (рис. 3).
При наезде автомобиля на опору освещения необходимо учитывать как деформацию конструкции автомобиля, так и деформацию опоры. Для решения данной проблемы было решено использовать программный комплекс Ls-Dyna.
Конструкция опоры освещения сделана из листовой стали разных толщин. Поэтому при построении модели все элементы опоры освещения выполнены из Shell-элементов. Нижняя часть опоры освещения забетонирована в бетоне марки В25. Бетон смоделируем в виде Solid-элементов. Часть опоры, погруженная в бетон, задавалась как жесткая заделка. Сетка для опоры, кронштейна косынок и фланцев имеет размеры 20х20 мм. Сетка для бетона имеет размеры 100х100 мм. Общий вид опоры приведен на рис. 4.