Социально-экономическому развитию северных и восточных районов всегда уделялось много внимания, особенно в советский период. После «провальных» 1990-х гг. Правительство РФ вновь обратилось к подъему экономики северных и восточных регионов, включая Арктику. Приняты «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» (от 28.12.2009 №2094-р), «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом РФ 18.09.2008 № ПР-1969, и государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.04.2014 № 366, ряд отраслевых федеральных целевых программ и других документов, направленных на социальноэкономическое развитие этих регионов, увеличение их вклада в экономику России, повышение уровня жизни населения и усиление их привлекательности для заселения жителями других регионов, хотя бы до достижения численности населения в северных и восточных регионах уровня 1989 г.
В последние годы выполнено много исследований, посвященных качеству и уровню жизни населения городов и регионов России. Качество жизни широкое понятие, включающее в себя комплекс показателей от уровня среднедушевых денежных доходов населения до безопасности проживания в городе (поселке) или регионе и экологического загрязнения территорий.
В 2015 г. группа ученых МГУ и НИУ ВШЭ обнародовали качество жизни российских регионов за 2006–2014 гг. В 2014 г. в десятку аутсайдеров по качеству жизни вошли 8 субъектов РФ, отнесенных к районам Крайнего Севера, приравненным к ним местностям и южным регионам Дальнего Востока: Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Республика Алтай, Республика Бурятия и Амурская область1. К лидерам отнесены города Санкт-Петербург, Москва, черноземные области России, а из северных субъектов РФ – Мурманская область. Безусловно, по природно-климатическим условиям, низкой транспортной доступности, слабой заселенности именно северные и восточные районы не могут быть привлекательными для населения других регионов.