Обеспечение конкурентоспособности любого предприятия в условиях рыночной экономики невозможно без постоянного совершенствования его деятельности, направленной на повышение и обеспечение качества выпускаемой продукции. Обеспечение качества является комплексной проблемой, которая должна решаться на уровне всего предприятия и персонала, что, соответственно, требует системного подхода к ее решению. Организационные основы формирования такого механизма заложены в международных стандартах (МС) ISO серии 9000, определяющих требования к системам менеджмента качества на предприятиях.
Качество — важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции и организации в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания рынков, включая международные.
Повышение конкурентоспособности предприятий России и стремление к выходу на международные рынки сопровождаются повышением заинтересованности во внедрении систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9001. Особенностями этих стандартов являются их универсальность и применимость как для больших, так и для малых организаций различных направлений деятельности. Внедрение СМК позволяет предприятиям получать тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.
В современных рыночных отношениях международным стандартам системы менеджмента качества ISO серии 9001 принадлежит особая роль. За время, прошедшее с момента публикации первых версий этих стандартов в 1987 г., они стали эталонами организации работы по качеству на предприятиях разных отраслей, средством укрепления доверия со стороны партнеров и повышения конкурентоспособности.
Система качества — это, с одной стороны, определенный способ организации дела на предприятии, гарантирующий поставку потребителю продукции и услуг требуемого качества. С другой стороны — это способ существования предприятия, в котором одним из важнейших аспектов является забота о качестве.