По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.772.5–053.6 DOI:10.33920/pol-01-2310-08

Уровень интернет-зависимости у подростков и молодежи в Кыргызстане

Салморбекова Рита Бобуевна д-р социол. наук, профессор, старший научный сотрудник Института философии Национальная академия наук Кыргызской Республики, 720071, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй, 265-а, e-mail: r.salmorbekova@mail.ru, ORCID 0000-0002-7580-9694
Жакшылыкова Тинатин Азисовна заведующая кафедрой психологии Международного университета Ала-Тоо, 720048, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Анкара, 1/8, e-mail: tinatin.zhakshylykova@mail.ru, ORCID 0000-0001-6396-6222
Мырзалиева Таттыбубу преподаватель кафедры социальной работы, Ошский государственный университет, 723500, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Ленина, 33, e-mail: tattybumyrzalieva88@gmail.com, ORCID: 0009-0002-7565-460X

Авторы данной статьи провели исследование уровня интернет-зависимости среди подростков и молодежи, используя тесты Кимберли Янга, Чена и А.С. Кулаковой. Основной целью исследования было определить распространенность и степень зависимости от Интернета среди данной возрастной группы. В ходе исследования было протестировано 270 подростков и молодежи. Результаты оценивались в баллах для каждого теста, и участники были классифицированы в соответствии с уровнем интернет-зависимости. Можно сделать вывод, что среди исследуемых подростков и молодежи существует распространенность интернет-зависимости. Результаты всех трех тестов показали, что значительное количество участников имеют высокий или критический уровень интернет-зависимости. Эти результаты указывают на необходимость разработки и реализации эффективных программ по профилактике и лечению интернет-зависимости среди подростков и молодежи.

Литература:

1. Ophir Y., Rosenberg H., Lipshits-Braziler Y., Amichai-Hamburger Y. Digital adolescence: The effects of smartphones and social networking technologies on adolescents’ well-being. In Online Peer Engagement in Adolescence: Positive and Negative Aspects of Online Interaction; Van Zalk, N. Monks, C., Eds.; Routledge: London, UK, 2020. [Google Scholar]

2. Twenge J.M., Spitzberg B.H. Declines in non-digital social interaction among Americans, 2003–2017. J. Appl. Soc. Psychol. 2020; 50: 363–367. [Google Scholar] [CrossRef]

3. NHS Digital. One in Eight of Five to 19 Year Olds Had a Mental Disorder in 2017 Major New Survey Finds. Available online: https://digital.nhs.uk/news-and-events/latest-news/one-in-eight-of-five-to-19-year-olds-had-a-mentaldisorder-in2017-major-new-survey-finds (accessed on 17 November 2019).

4. Kuss D.J. Mobile technology and social media: The «extensions of man» in the 21st century. Hum. Dev. 2017; 60: 141–143.

5. Griffiths M.D. A ‘Сomponents’ model of addiction within a biopsychosocial framework. J. Subst. Use 2005; 10: 191–197.

6. Griffiths M.D., Pontes H.M., Kuss D.J. Online addictions: Conceptualizations, debates, and controversies. Addicta: Turk.J. Addict. 2016.

7. Busch P.A., McCarthy S. Antecedents and consequences of problematic smartphone use: A systematic literature review of an emerging research area. Comput. Hum. Behav. 2020, 114.

8. Abi-Jaoude E., Naylor K.T., Pignatiello A. Smartphones, social media use and youth mental health. CMAJ 2020; 192: E136 — E141.

9. Agrafiotis I., Nurse J.R. C., Goldsmith M., Creese S., Upton D. A taxonomy of cyber-harms: Defining the impacts of cyberattacks and understanding how they propagate. J. Cybersecur. 2018; 4.

10. Беккер С., Линеш Дж.А. Использование ночных средств массовой информации у подростков с СДВГ: связь с проблемами сна и интернализующими симптомами. Сомнотворец. 2018; 51: 171–178.

11. Твенге Дж.М., Кризан З., Гислер Г. Снижение продолжительности сна среди подростков в США в 2009–2015 гг. и связь с экранным временем новых медиа. Сомнотворец. 2017; 39: 47–53.

12. Он К., Турел О., Бешара А. Связь чрезмерного использования социальных сетей с аномальной целостностью белого вещества мозолистого тела. Психиатрия Res. Нейровизуализация 2018; 30: 42–47.

13. Монтаньи И., Гишар Э., Курт Т. Связь экранного времени с проблемами самовосприятия внимания и уровнями гиперактивности у французских студентов: перекрестное исследование. BMJ Open. 2016.

14. Иоаннидис К., Тредер М.С., Чемберлен С.Р., Кирай Ф., Редден С.А., Стейн Д.Дж., Лохнер К., Грант Дж.Э. Проблематичное использование Интернета как возрастная многогранная проблема: данные опроса на двух сайтах. Наркоман. Веди себя. 2018; 81: 157–166.

15. Офком Борьба с вредоносным онлайн-контентом. 2018. Доступно онлайн: //www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_ file/0022/120991/Addressing-harmful-onlinecontent.pdf (дата обращения: 5 ноября 2019 г.).

1. Ophir Y., Rosenberg H., Lipshits-Braziler Y., Amichai-Hamburger Y. Digital adolescence: The effects of smartphones and social networking technologies on adolescents’ well-being. In Online Peer Engagement in Adolescence: Positive and Negative Aspects of Online Interaction; Van Zalk, N. Monks, C. Eds.; Routledge: London, UK, 2020. [Google Scholar]

2. Twenge J. M., Spitzberg B.H. Declines in non-digital social interaction among Americans, 2003–2017. J. Appl. Soc. Psychol. 2020, 50, 363–367. [Google Scholar] [CrossRef ]

3. NHS Digital. One in Eight of Five to 19 Year Olds Had a Mental Disorder in 2017 Major New Survey Finds. Available online: https://digital.nhs.uk/news-and-events/latest-news/one-in-eight-of-five-to-19-year-olds-had-a-mentaldisorderin-2017-major-new-survey-finds (accessed on 17 November 2019)

4. Kuss D.J. Mobile technology and social media: The «extensions of man» in the 21st century. Hum. Dev. 2017, 60, 141– 143.

5. Griffiths M.D. A ‘Somponents’ model of addiction within a biopsychosocial framework. J. Subst. Use 2005, 10, 191–197.

6. Griffiths M.D., Pontes H. M., Kuss D.J. Online addictions: Conceptualizations, debates, and controversies. Addicta: Turk.J. Addict. 2016.

7. Busch P.A., McCarthy S. Antecedents and consequences of problematic smartphone use: A systematic literature review of an emerging research area. Comput. Hum. Behav. 2020, 114.

8. Abi-Jaoude E., Naylor K.T., Pignatiello A. Smartphones, social media use and youth mental health. CMAJ 2020, 192, E136 — E141.

9. Agrafiotis I., Nurse J. R. C., Goldsmith M., Creese S., Upton D. A taxonomy of cyber-harms: Defining the impacts of cyberattacks and understanding how they propagate. J. Cybersecur. 2018, 4.

10. Becker S., Lienesch J.A. Nighttime media use in adolescents with ADHD: links to sleep problems and internalizing symptoms. Sleep Med. 2018, 51, 171–178.

11. Twenge JM, Krizan Z, Hisler G. Decreases in self-reported sleep duration among. US adolescents 2009–2015 and association with new media screen time. Sleep Med. 2017, 39, 47–53.

12. He Q, Turel O, Bechara A. Association of excessive social media use with abnormal white matter integrity of the corpus callosum. Psychiatry Res. Neuroimaging 2018, 30, 42–47.

13. Montagni I, Guichard E, Kurth T. Association of screen time with self-perceived attention problems and hyperactivity levels in French students: a cross-sectional study. BMJ Open. 2016.

14. Ioannidis K., Treder M. S., Chamberlain S. R., Kiraly F., Redden S.A., Stein D.J., Lochner K., Grant J. E. Problematic internet use as an age-related multifaceted problem: Evidence from a two-site survey. Addict Behav. 2018, 81, 157–166.

15. Ofcom Fight against malicious online content. 2018. Available online: //www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_ file/0022/120991/Addressing-harmful-onlinecontent.pdf (Accessed 5 November 2019).

Влияние социальных сетей на психоэмоциональное состояние кыргызстанцев может быть двойственным. С одной стороны, социальные сети могут быть полезным инструментом для общения, установления контактов и поддержания связи с людьми. Они могут предоставлять возможность обмениваться информацией, получать поддержку, делиться достижениями и укреплять социальную сеть. В этом случае использование социальных сетей может повышать психологическое благополучие, улучшать настроение и удовлетворение жизнью.

С другой стороны, слишком частое использование социальных сетей и участие в негативных онлайнвзаимодействиях может иметь отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние. Часто сравнение себя с другими, идеализация жизни и успехов других людей в социальных сетях может вызывать чувство недовольства, низкой самооценки, депрессии и тревожности. Также часто негативные комментарии, кибербуллинг и неприятные онлайн-ситуации могут вызывать стресс и тревожность у людей.

Кроме того, чрезмерное время, проведенное в социальных сетях, может приводить к социальной изоляции, снижению качества межличностных отношений и проблемам, связанным с саморегуляцией времени и важности. Зависимость от социальных сетей также может возникнуть, что может сказаться на психологическом благополучии.

В целом влияние социальных сетей на психоэмоциональное состояние кыргызстанцев может быть как положительным, так и отрицательным. Важно уметь уравновешивать время, проведенное в социальных сетях, использовать их для полезного взаимодействия и контролировать влияние негативного контента. Также важно развивать навыки самооценки, осознанности и умение строить здоровые отношения в реальном мире.

Подростки и молодежь все чаще вовлекаются в технологии, прежде всего, для накопления социального капитала, поддержания конструктивных межличностных отношений и обращения за помощью в Интернете [1]. Время, затрачиваемое на нецифровые взаимодействия в период с 2003 по 2019 г. для подростков и молодых людей в США, продемонстрировало снижение на 140 часов в год [2], что свидетельствует об увеличении использования цифровых технологий среди молодежи. Однако чрезмерное использование цифровых технологий и смартфонов может привести к множеству психических и физических проблем, таких как поведенческая зависимость, когнитивные нарушения и эмоциональный стресс. В частности, в Великобритании наблюдается резкий рост числа детей и подростков, проходящих лечение в службах психического здоровья Национальной службы здравоохранения (NHS) (с 9,7 % в 2003 г. до 12,8 % в 2021 г., включая детей в возрасте до 19 лет), при этом эмоциональные расстройства выросли с 4,3 % в 2003 г. до 5,8 % в 2021 г., и каждый шестой (16,9 %) человек в возрасте от 17 до 19 лет имеет психическое расстройство [3]. По данным 2020 г. национального статистического комитета КР, 99 % кыргызстанцев охвачены мобильными сетями, из которых 70 % имеют доступ к высококачественному 4G Интернету. Около 63 % населения Кыргызстана в возрасте от 15 лет и старше свободно пользуются Интернетом. При этом самыми активными пользователями Интернета является молодежь в возрасте 15–28 лет. 16 % подростков Кыргызстана являются интернет-зависимыми. В основном это 12- и 13-летние школьники. Такие данные приводит в своем исследовании кандидат психологических наук Владимир Школьный. Он считает, что если подросток проводит за компьютерными играми или в Интернете от 25 до 30 часов в неделю, то можно говорить о зависимости. Если же подростки проводят за компьютером 45–50 часов в неделю, то следует обратиться к специалисту. По словам Школьного, в группе риска дети, которым не уделяют достаточного внимания родители. (Пятая часть подростков Кыргызстана страдает интернет-зависимостью — Institute for War and Peace Reporting (iwpr.net).)

Для Цитирования:
Салморбекова Рита Бобуевна, Жакшылыкова Тинатин Азисовна, Мырзалиева Таттыбубу, Уровень интернет-зависимости у подростков и молодежи в Кыргызстане. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: