Влияние социальных сетей на психоэмоциональное состояние кыргызстанцев может быть двойственным. С одной стороны, социальные сети могут быть полезным инструментом для общения, установления контактов и поддержания связи с людьми. Они могут предоставлять возможность обмениваться информацией, получать поддержку, делиться достижениями и укреплять социальную сеть. В этом случае использование социальных сетей может повышать психологическое благополучие, улучшать настроение и удовлетворение жизнью.
С другой стороны, слишком частое использование социальных сетей и участие в негативных онлайнвзаимодействиях может иметь отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние. Часто сравнение себя с другими, идеализация жизни и успехов других людей в социальных сетях может вызывать чувство недовольства, низкой самооценки, депрессии и тревожности. Также часто негативные комментарии, кибербуллинг и неприятные онлайн-ситуации могут вызывать стресс и тревожность у людей.
Кроме того, чрезмерное время, проведенное в социальных сетях, может приводить к социальной изоляции, снижению качества межличностных отношений и проблемам, связанным с саморегуляцией времени и важности. Зависимость от социальных сетей также может возникнуть, что может сказаться на психологическом благополучии.
В целом влияние социальных сетей на психоэмоциональное состояние кыргызстанцев может быть как положительным, так и отрицательным. Важно уметь уравновешивать время, проведенное в социальных сетях, использовать их для полезного взаимодействия и контролировать влияние негативного контента. Также важно развивать навыки самооценки, осознанности и умение строить здоровые отношения в реальном мире.
Подростки и молодежь все чаще вовлекаются в технологии, прежде всего, для накопления социального капитала, поддержания конструктивных межличностных отношений и обращения за помощью в Интернете [1]. Время, затрачиваемое на нецифровые взаимодействия в период с 2003 по 2019 г. для подростков и молодых людей в США, продемонстрировало снижение на 140 часов в год [2], что свидетельствует об увеличении использования цифровых технологий среди молодежи. Однако чрезмерное использование цифровых технологий и смартфонов может привести к множеству психических и физических проблем, таких как поведенческая зависимость, когнитивные нарушения и эмоциональный стресс. В частности, в Великобритании наблюдается резкий рост числа детей и подростков, проходящих лечение в службах психического здоровья Национальной службы здравоохранения (NHS) (с 9,7 % в 2003 г. до 12,8 % в 2021 г., включая детей в возрасте до 19 лет), при этом эмоциональные расстройства выросли с 4,3 % в 2003 г. до 5,8 % в 2021 г., и каждый шестой (16,9 %) человек в возрасте от 17 до 19 лет имеет психическое расстройство [3]. По данным 2020 г. национального статистического комитета КР, 99 % кыргызстанцев охвачены мобильными сетями, из которых 70 % имеют доступ к высококачественному 4G Интернету. Около 63 % населения Кыргызстана в возрасте от 15 лет и старше свободно пользуются Интернетом. При этом самыми активными пользователями Интернета является молодежь в возрасте 15–28 лет. 16 % подростков Кыргызстана являются интернет-зависимыми. В основном это 12- и 13-летние школьники. Такие данные приводит в своем исследовании кандидат психологических наук Владимир Школьный. Он считает, что если подросток проводит за компьютерными играми или в Интернете от 25 до 30 часов в неделю, то можно говорить о зависимости. Если же подростки проводят за компьютером 45–50 часов в неделю, то следует обратиться к специалисту. По словам Школьного, в группе риска дети, которым не уделяют достаточного внимания родители. (Пятая часть подростков Кыргызстана страдает интернет-зависимостью — Institute for War and Peace Reporting (iwpr.net).)