В 2014 году на базе Костромского музея-заповедника и его филиалов в районных центрах Костромской области был проведён областной конкурс «Урок в музее». В рамках конкурса учителя самостоятельно проводили уроки на музейных экспозициях. В ходе обсуждения итогов конкурса конкурсантами и членами жюри было отмечено, что музейный предмет способствует росту эффективности образовательного процесса, но педагог не имеет достаточных знаний о музейных ресурсах. В следующие годы, в 2015–2016 гг., по инициативе Департамента культуры Костромской области, Департамента образования Костромской области, Института развития образования Костромской области и Костромского музея-заповедника была организована пилотная площадка «Музейная педагогика в образовательной среде Костромской области в условиях взаимодействия образовательных организаций с музеями Костромской области». Были определены следующие направления работы проектной площадки: музейные уроки, внеурочная деятельность, дополнительное образование. Инновацией проектной площадки стала разработка и проведение бинарных музейных уроков. Главная особенность бинарных уроков в том, что проводят их учитель и сотрудник музея (один отлично знает музейный предмет и коллекцию в целом, другой знает образовательные задачи, свой предмет и психологические особенности детей). По результатам работы проектной площадки издано методическое пособие по проведению уроков на экспозициях музея, включающее технологическую карту урока, его содержательную часть и дополнительные материалы в приложении к каждому уроку.
В этот же период в рамках утверждённой в Костромской области программы «Развитие образовательного туризма в Костромской области» Управлением образования города и Костромским музеем-заповедником были подписаны приказы о взаимодействии, что способствовало формированию единой региональной политики по развитию образовательного туризма в регионе на основе межведомственного взаимодействия. Этот шаг позволил снизить стоимость входных билетов на музейно-образовательные занятия, познакомить учителей с широкими возможностями музея, музею лучше понять потребности общеобразовательных учреждений в рамках внеурочной и внеклассной деятельности.