Глава Ассоциации юристов России Сергей Степашин считает необходимым ввести в школьную программу предмет «Право», который позволит, по его мнению, повысить правовую культуру школьников. А теория государства и права поможет сформировать представление о государстве, его функциях и органах власти. Мы попросили экспертов прокомментировать эту инициативу: нужен или нет такой предмет в школьной программе. И заодно узнали, какие еще знания необходимо получить современным детям, которых нет в настоящий момент в программе обучения.
ШОН БЕТРОЗОВ, адвокат Московской палаты адвокатов, член ассоциации юристов России:
— Эта инициатива действительно заслуживает внимания, так как правовая грамотность необходима для успешной адаптации детей к жизни в современном обществе. Как адвокат, я считаю, что такой предмет будет полезен, однако его формат и содержание должны быть тщательно продуманы, чтобы он стал не просто формальной дисциплиной, а действенным инструментом развития.
Введение права в школьную программу позволит детям с раннего возраста понимать свои права и обязанности, а также роль государства и его институтов. Современные подростки нередко сталкиваются с ситуациями, когда нужно знать элементарные юридические основы, будь то покупка товаров или взаимодействие с различными службами. Знание права поможет им более уверенно защищать свои интересы и грамотно подходить к решению жизненных вопросов. Важным аспектом является и воспитание уважения к законам и государственным структурам, что способствует снижению уровня правонарушений среди молодежи.
Кроме того, правовая грамотность необходима для формирования правосознания. Школьники должны знать, какие механизмы защиты своих прав существуют и как ими можно пользоваться. Это даст им уверенность в будущем при столкновении с правовыми вопросами — от трудовых договоров до административных дел.
ВЕРОНИКА СТАРЦЕВА, юрист частной практики:
— Инициатива включения отдельного предмета «Право» в школьную программу не нова. Более того, можно сказать, что она реализуется некоторыми школами. Чаще всего на базе профильных юридических классов в отдельных школах. Если речь идет об «обычных школах», то Министерство просвещения РФ в своем письме от 17 ноября 2022 г. № 03-1889 «О направлении информации» указывало на то, что для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» было интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня. (Безусловно, письма Минпросвещения России не являются нормативноправовыми актами, обязательными к исполнению. Однако их стоит изучать для понимания правовой позиции ведомства по тому или иному вопросу.) При этом Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» содержит в себе требование к предметным результатам освоения (предмет «Обществознание» (если говорим о базовом уровне) о сформированности знаний обучающегося о: