По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Урок-исследование. Некоторые вопросы методологии и методики

Алексей Яковлев методист по музейно-образовательной деятельности Музея М.А. Булгакова, Москва

Автор рассматривает один из вариантов методологического подхода и методических приемов для реализации современного урока-исследования в музейном пространстве. В качестве примера приводится урок по литературе для 11 класса на тему: «Символизм, акмеизм, футуризм как стили жизни и творчества», который был разработан в Государственном литературном музее в рамках проекта «Урок в музее».

В последние годы в педагогической литературе часто встречаются рассуждения о необходимости модернизации, реформирования не только всей системы образования, но и ее конкретных составляющих, т.е. перестройки самого учебного процесса. Разумеется, классноурочная система, разработанная еще в XVII веке, неизбежно сталкивается в веке XXI с серьезными вызовами. Критике подвергается сама форма проведения урока, и это не удивительно. Традиционный урокмонолог (представляющий собой, по сути, лекцию учителя) совершенно не вписывается в современную картину мира. Не будем подробно останавливаться на проблеме данного типа урока. Наша задача не разбирать его минусы (для педагогов, ученых они очевидны), а продемонстрировать те методологические подходы и методические приемы, которые могут способствовать переходу к уроку-диалогу и уроку-исследованию.

В современных условиях у сторонников старых моделей образовательного процесса не осталось шансов. Утвержденные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) закрепляют те требования к образованию, о которых говорили на протяжении многих лет специалисты, в частности — ориентацию на системно-деятельностный подход, реализация которого позволяет обучающемуся получить необходимые компетенции. Это, соответственно, подразумевает отказ от триады «знания, умения, навыки» (ЗУН), на выработку которых было ориентировано школьное образование в прошлом. Урок-монолог как раз на это и был нацелен: учитель проговаривал материал, а на следующем занятии спрашивал его у учеников (классический пример — пересказ параграфа по истории). При таком подходе перед учеником ставится задача репродуктивная: он должен воспроизвести то, что рассказал учитель или написано в учебнике.

Чем же отличаются новые подходы? Перед учеником должны ставиться задачи иного характера, системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на исследовательскую, по большей части самостоятельную деятельность школьника. Ценность знания не умаляется, однако ученик должен не просто знать, он должен уметь добыть знание. При этом роль учителя качественно меняется, он не «говорящий учебник», а ориентир в огромном потоке информации, не радио, передающее заданную программу, а компьютер, владеющий сложными алгоритмами поиска.

Для Цитирования:
Алексей Яковлев, Урок-исследование. Некоторые вопросы методологии и методики. Музей. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: