Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», известный как проект Клишаса — Крашенинникова по имени его авторов, был внесен в Думу 16 декабря прошлого года. Формально мотивация его появления состоит в том, что после изменения Конституции в стране появилось понятие «система публичной власти». Никто толком не знает, что это такое, но как предлог для ужесточения контроля над системой МСУ он сгодился.
Петербурга, как и других городов — субъектов РФ, эти изменения касаются в меньшей степени, так как система местного самоуправления здесь изначально создавалась как беспомощная фикция. А для остальных регионов, где города и поселки реально управлялись муниципалитетами, изменения имеют принципиальный характер.
Согласно законопроекту, количество муниципалитетов в России сократится как минимум вдвое, а главы регионов получат право назначать и отстранять мэров (назначать, если никто из кандидатов не набрал необходимое количество голосов, а отстранять, в частности, за «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности»).
Предполагается, что система местного самоуправления станет одноуровневой: городские и сельские поселения авторы законопроекта задумали упразднить и вместо восьми видов муниципальных образований оставить всего три. (Сейчас в России двухуровневая система МСУ: высший — городские округа и муниципальные районы, и низший — городские и сельские поселения.) Речь идет не о ликвидации муниципалитетов, а об их объединении, поясняют инициаторы реформы: Павел Крашенинников прямо предложил называть предстоящие преобразования «оптимизацией». «Оптимизация» в российских регионах — слово эмоционально окрашенное. Последние годы под таким флагом идет сокращение числа социальных объектов, особенно в малонаселенных поселках и городках.
Авторы законопроекта также поспешили успокоить сограждан, что сокращения чиновничьего аппарата не произойдет. Уменьшится только количество народных избранников, представляющих интересы местного населения в органах власти. Ведь в населенных пунктах останутся территориальные подразделения вышестоящих органов власти.