Экономические взгляды на эффективность экономики в целом и землепользования в частности прошли долгую эволюцию от меркантилизма в эпоху первоначального накопления капитала в XV–XVII веках (главный источник обогащения — внешняя торговля, богатство возникает в сфере торговли); классической политической экономики в период развития капитализма с середины XVII до середины XIX века (уже не внешняя торговля, а сфера производства является источником богатства нации, деньги — средство обращения, их не надо накапливать, а нужно пускать в оборот) с требованием невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества; неоклассической теории — маржинализма, в период кризиса общества свободной конкуренции, экономического спада в 70–80 годах XIX века, связывающей воедино спрос, предложение и стоимость, ценность, взаимодействие сил спроса и предложения, формирующего равновесную цену, которая соответствует, с одной стороны, ценности товара для потребителя, а с другой — предельным издержкам средней, обобщенной фирмы в отрасли; до исторической школы в Германии конца XIX — начала XX века, сделавшей упор на активную регулирующую роль государства в экономике, социальном реформизме, признании роли эволюционных изменений в хозяйственной жизни, рассматривающей проблему эффективности на макроуровне, уровне нации, народа, страны, а не только на уровне микроэкономики или экономики фирмы, и до теории институционализма — экономики как системы власти, неоклассической трактовки институтов — неоинституционализма в начале 1960 годов (институциональных факторов, институциональной среды, зависящей от деятельности государства, «провалы рынка» объясняются тем, что не определены точно либо недостаточно защищены права собственности на ресурсы, на землю, чем во многом объясняются повышенные трансакционные издержки).
Если представители классической школы (А. Смит) провозглашали экономический либерализм, невмешательство государства в хозяйственную жизнь общества (концепция «невидимой руки», теория рыночной саморегуляции капиталистической экономики, трудовая теория стоимости), то социальная школа в Германии и Австрии поставила в центр внимания социальные аспекты экономической жизни. Развитие хозяйства определяется «социально-правовым регулированием государства».