Базой запланированного исследования стало отделение восстановительного лечения многопрофильной медицинской организации ГБУЗ «ГКП № 3» г. о. Тольятти Самарской области. Группа респондентов в количестве 15 человек представлена медицинскими сестрами и старшей медицинской сестрой.
На примере данной группы респондентов рассматривается процесс определения особенностей трудового потенциала сестринского персонала, с целью организации профессионального обучения и развития его на рабочем месте.
На первом этапе исследовательской работы проведена характеристика респондентов по:
– стажу работы в своей профессии;
– возрасту;
– квалификационной категории.
Результаты социально-гигиенической характеристики представлены в таблицах 1, 2, 3.
На основании теоретического анализа специальной литературы трудовой потенциал работника включает психофизиологический, профессиональный и личностный потенциал. Исследование вышеназванных составляющих трудового потенциала позволит составить социально-психологический портрет современного медицинского работника. Медицинская сестра — это личность с хорошими коммуникативными способностями, довольно высоким уровнем ответственности, творчески, неординарно подходящая к решению своих профессиональных задач, имеющая высокую психическую активность, интеллект среднего и выше среднего уровня, выраженную мотивацию к труду [1].
Для оценки отдельных элементов трудового потенциала медицинской сестры нами подобрано определенное количество диагностических методик, отвечающих этим важнейшим критериям специфики работы медицинского работника [2]:
1) определение интеллектуального потенциала — Экспресс-тест на определение уровня интеллекта;
2) определение квалификационного потенциала — Тест профессионального самоопределения личности Голланда;
3) определение коммуникативного потенциала — Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто);