Вопрос, касающийся конкурентоспособности предприятий, функционирующих в строительной отрасли на территории Российской Федерации, волнует не только представителей бизнеса, но и ученых. Именно поэтому, если обратиться к литературе, можно увидеть, что многие исследования посвящены выявлению факторов, оказывающих воздействие на повышение конкурентоспособности. Конкурентоспособность, в свою очередь, имеет взаимосвязь с прибыльностью.
По состоянию на данный момент отечественное строительство характеризуется отсутствием общепринятых критериев, признаков и параметров эффективного функционирования, наличие которых дало бы возможность осуществлять формирование механизмов, позволяющих строительным компаниям развиваться и повышать конкурентоспособность. В этой связи существует необходимость в создании модели по управлению организациями, функционирующими в строительной отрасли. Модель должна брать в учет факторы, оказывающие влияние. Ее внедрение должно оказать положительное воздействие на управленческие процессы, позволить усовершенствовать реинжиниринг стратегического направления развития.
Существует три уровня влияния на конкурентоспособность организаций, осуществляющих деятельность в строительной отрасли:
1. Микроуровень
- Состояние производственных фондов организаций, осуществляющих деятельность в строительной отрасли.
- Факторы потребительского спроса.
- Степень финансовой устойчивости в отрасли.
- Маркетинговая и товарная политика предприятий-производителей.
2. Мезоуровень
- Демографическая обстановка.
- Природно-климатические условия.
- Экономический потенциал области.
- Состояние потребительского рынка.
3. Макроуровень
- НПБ, которая определяет условия функционирования организаций на рынке.
- Экономическая политика властей.
- Социально-политическая ситуация.
В частности, если говорить о макроуровне, то к факторам, оказывающим влияние на конкурентоспособность предприятий, относят: