По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Управление системой высшего образования в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования

Ю.А. Володина канд. психол. наук, магистр юриспруденции, доцент, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

В статье рассмотрены проблемы государственного управления системой высшего образования в России. Представлена структура государственного управления в системе высшего образования, охарактеризованы правовые полномочия органов государственной власти. Проведен анализ государственной регламентации образовательной деятельности, рассмотрены особенности процедуры лицензирования образовательной деятельности, представлен анализ основных лицензионных нарушений, выявленных в ходе мониторинга высшего образования в Российской Федерации.

Литература:

1. Деятельность Национального аккредитационного агентства в сфере образования» (ФБГУ «Росаккредагентство») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nica.ru/ru/about/activity (Дата обращения 03.05.2018)

2. Дубровина С.Ю. Административно-правовое регулирование образовательной деятельности в России: дис. ... канд. юрид наук: 12.00.14. — Энгельс, 2006.

3. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 29. Ст. 3971.

4. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2018 г. № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июня 2018 г. — № 26. — Ст. 3851.

5. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. — № 47. — Ст. 6118.

6. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 августа 2018 г. — № 32 (Часть 2). — Ст. 5343.

7. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 ноября 2013 г. № 44. Ст. 5764.

8. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. № 33. — Ст. 4378.

9. Рубанова Н.А. Административная процедура лицензирования образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. — Челябинск, 2013.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. №256. — 31.12.2001.

11. Федеральный закон от 26.12.2008. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. — Федеральный выпуск. — №266. — 30.12. 2008.

12. Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — Федеральный выпуск. — №5976 (303). — 31.12.2012.

Государственное управление системой высшего образования в России является одним из направлений деятельности государства. Именно государство является гарантом конституционных прав личности, в том числе и в сфере высшего образования, предоставляя субъектам образовательных отношений (родителям, обучающимся, образовательным организациям) права и свободу в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 89) управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций [12].

Исследование С.Ю. Дубровиной показывает, что современная система управления образованием в России имеет пятиуровневое структурное построение.

Для Цитирования:
Ю.А. Володина, Управление системой высшего образования в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. Юрист ВУЗа. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: