Государственное управление системой высшего образования в России является одним из направлений деятельности государства. Именно государство является гарантом конституционных прав личности, в том числе и в сфере высшего образования, предоставляя субъектам образовательных отношений (родителям, обучающимся, образовательным организациям) права и свободу в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 89) управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций [12].
Исследование С.Ю. Дубровиной показывает, что современная система управления образованием в России имеет пятиуровневое структурное построение.