На процесс развития негосударственного сектора образования оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, судьба негосударственной высшей школы зависит от отношения к ней и ее проблемам государства, совершенствование законодательной базы, а также в немалой степени от самих негосударственных вузов, их активности и качества образовательной деятельности.
О деятельности негосударственных образовательных учреждений в России известно с давних времен, однако до сих пор систему негосударственного образования нельзя назвать стабильной. Причиной этому являются как внешние, так и внутренние условия, в которых ведут свою деятельность негосударственные вузы. Эти условия вносят существенный вклад в деятельность образовательных учреждений и с ними связаны основные риски в деятельности негосударственного вуза.
Риск можно определить как возможную опасность материальных и нематериальных потерь под воз действием внешних или внутренних условий. Среди основных рисков в деятельности негосударственного вуза можно выделить: экономический, социальный и правовой риски.
Каждый из этих рисков может привести к серьезным необратимым последствиям в деятельности негосударственного вуза, поэтому со стороны вуза к ним требуется особое внимание. Надо отметить, что в процессе образовательной деятельности негосударственные вузы сталкиваются с большим числом рисков, чем государственные вузы. Большинство рисков взаимосвязаны между собой, поэтому важно не только их идентифицировать, но и осуществлять анализ взаимосвязи между ними. Это позволит уменьшить степень их влияния друг на друга.
Своевременный анализ рисков может способствовать эффективному стабильному развитию системы негосударственного образования, однако, как показывает история негосударственного образования в России, при долгосрочной деятельности возможность полностью избежать экономических, социальных и правовых рисков минимальна. Причиной этому является их сильная взаимосвязь с политическими, экономическими и другими государственными процессами.