Фактор участия населения в решении вопросов местного значения является крайне важным, вовлекая население в решение вопросов местного значения, органы местного самоуправления могут сформировать у населения понимание их проблем и полномочий. Без понимания деятельности власти, формирование атмосферы доверия затруднительно.
Известно, что в России прослеживается тенденция низкого уровня доверия граждан к органам не только федеральной и региональной власти, но и к местной (см. диаграмму 1). Социологи связывают недоверие к государственным институтам с ситуацией экономической неопределенности.
Управление территориальным развитием — «это специально организуемые системные действия, направленные на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного и природного потенциалов территории при позитивной динамике параметров уровня и качества жизни населения».1
Для эффективного управления территориальным развитием необходимо выбрать подход с наиболее подходящими определенной территории теоретическими и практическими компонентами.
Муниципальный подход. Основателем этого подхода является Велихов Л.А., подразумевавший под муниципальным хозяйством деятельность муниципалитета. Для такой деятельности характерно то, что она осуществляется «по уполномочию» населением, «с разрешения» правительства, цель которой заключается в решении проблем местного сообщества посредством использования хозяйственных ресурсов.
Измерение эффективности использования имеющихся ресурсов требует измерения результатов деятельности, измерения затрат. Что касается затрат, то в качестве наиболее универсального их измерителя используются деньги. Что касается результатов, то поскольку муниципалитет осуществляет деятельность во множестве хозяйственных сфер, соответственно результат каждого вида деятельности должен сопровождаться своим показателем. В частности, для оценки деятельности государственных служб в США используется около 2300 показателей.