По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.36:005:658.51

Управление развитием производственно-экономической системы предприятия авиадвигателестроения*

Ташкинов А. Г. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления промышленным производством ФГБАУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)»; начальник Координационно-методического центра внедрения цифровой экономики АО «Пермский завод „Машиностроитель“», Пермь

Проведен анализ методологических подходов концепции управления развитием производственно-экономической системы предприятия. Рассмотрены положения формирования и развития концепции бережливого, быстрореагирующего и активного производства на предприятии, их характерные особенности. Представлен анализ сравнительных признаков концепций управления развитием производственно-экономической системы предприятия. В зависимости от принятия управленческих решений, автором предложено учитывать ограничения при реализации рассмотренных концепций бережливого производства и быстрореагирующего производства. Представлен причинно-следственный анализ существующих проблем внедрения бережливого производства. Описана разработанная концепция развития производственно-экономической системы предприятия на принципах бережливого производства АО «Пермский завод „Машиностроитель“».

Литература:

1. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. Современное толкование и задачник. — М.: Livrezon, 2021. — 250 с.

2. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии. Т. 3. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2018. — 331 с.

3. Бабанова Ю. В., Орлов В. М. Взаимосвязь современных концепций управления повышением эффективности предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2017. — Т. 1. — C. 117–122.

4. Форд Г. Сегодня и завтра. Кодекс миллиардера. — М.: АСТ, 2016. –320 с.

5. Krafcik J. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review, October 1988.

6. Вумек Дж.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании: пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 473 с.

7. Womack J. P., Jones D. T. and Roos D. «The machine that changed the world». Rawson Associates, New York,1990.

8. Slack, R. A., LAI RP99‑01‑16, Jul 1999. web.mit.edu/lean (дата обращения: 02.02.2023).

9. Ohno T. Toyota production system: beyond large-scale production. — Massachusetts: Productivity Press, Cambridge, 1988. — 176 р.

10. Liker J. K., Morgan J. The Toyota product development system: integrating people, process, and technology. — Taylor & Francis, 2006. — 400 р.

11. Liker J., Meier D. The Toyota way fieldbook (Russ. ed.: Laiker Dzh., Maier D. Praktika dao Toyota: Rukovodst vo po vnedreniiu printsipov menedzhmenta Toyota. 2nd ed. Moscow, Al»pina Biznes Buks, 2007, 584 p.).

12. Ташкинов А. Г. Влияние комплексного внедрения бережливого производства на эффективность развития производственной системы предприятия / А. Г. Ташкинов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки = PNRPU Sociology and Economics Bulletin. — 2022. — № 4. — С. 329–358.

13. Suri R. Quick Response Manufacturing: A Companywide Approach to Reducing Lead Times. / R. Suri. Portland: Productivity Press. — 1998. — 540 p.

14. Сури Р. Время — деньги. Конкурентное преимущество быстрореагирующего производства / Р. Сури; пер. с англ. В. В. Делюхина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. — 326 с.

15. Бушуев С. Д., Бушуева Н. С., Бабаев И. А., Яковенко В. Б., Гриша Е. В., Дзюба С.В., Войтенко А.С. Креативные технологии управления проектами и программами: монография. — К.: Саммит-Книга, 2010. — 768 с.

16. Ташкинов А. Г. Совершенствование организационной культуры промышленного предприятия через формирование организационного механизма // Лизинг. Технологии бизнеса. — 2022. — № 5. — С. 57–63.

17. Ташкинов А. Г. Особенности развития производственной системы бережливого производства на предприятии авиадвигателестроения // Нормирование оплаты труда в промышленности. — 2022. — Т. 19, № 9 (229). — С. 570–576.

18. Ташкинов А. Г. Внедрение бережливого производства с применением цифровых технологий на предприятии авиадвигателестроения // ЛИН-технологии: бережливое производство. — 2022. — № 6 (39). — С. 4–14.

19. Ташкинов А. Г. Концепция развития производственно-экономической системы предприятий авиадвигателестроения // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. — 2023. — № 1. — С. 28–34.

20. Ташкинов А. Г. Разработка системы подачи и реализации кайдзен-предложений по улучшению // Главный инженер. Управление промышленным производством. — 2023. — № 2. — С. 16–22.

Основные этапы развертывания концепции бережливого производства АО «Пермский завод „Машиностроитель“».

Поскольку большинство производственных систем, которые нам известны сегодня, внедряют многие предприятия нашей страны, рассмотрим пример формирования концепции бережливого производства. Исходя из этого, автором представлен причинно-следственный анализ существующих проблем внедрения бережливого производства на АО «Пермский завод „Машиностроитель“», который показал, что в наибольшей степени на результат оказывают факторы: организация и координация работ с руководителями рабочих групп, механизм реализации лин-проектов, мотивация персонала (рис. 1).

Проведенный анализ позволил выявить некоторые системные ошибки, допущенные при внедрении бережливого производства на АО «Пермский завод „Машиностроитель“».

В начале организации работы по внедрению бережливого производства на «Машиностроителе» руководителями производственных подразделений высказывались сомнения, рассуждения о том, что эта система может использоваться только в автомобильной отрасли (например, в ПАО «КАМАЗ»), так как наш завод устроен не по поточному типу, не производит автомобили, не выпускает массовые детали, а изготавливает на высокотехнологическом оборудовании уникальные изделия авиационной тематики, выполняет госзаказ по военному направлению. Здесь превалирует единичное, а не массовое (поточное) производство. Мы не обладаем таким менталитетом, как японцы на Тойоте, это у нас не приживется, работать не будет. У нас годами формировалась своя уникальная специфика производства, мы это делали еще со времен научной организации труда. А если эта система и будет работать, то придется пересматривать общий подход к организации производства…

Однако в бережливом производстве есть фундаментальные вещи, которые мы должны понимать. Его смысл заключается в том, чтобы систематически снижать издержки на всех этапах жизненного цикла изделия, повышать эффективность производства и т. д. Если загрузка производственных мощностей предприятия менее 80 %, то данное производство теряет свой практический смысл, поскольку это производство будет затратным. Если же имеется загрузка мощностей более 80 %, тогда включается запуск механизма бережливого производства. В этом смысле есть что беречь — экономить время, ресурсы и т. д. Этот момент может рассматриваться при выпуске серийной продукции, а вот если продукция будет опытная, то здесь включается затратный механизм.

Для Цитирования:
Ташкинов А. Г., Управление развитием производственно-экономической системы предприятия авиадвигателестроения*. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: