По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.36:005:658.51

Управление развитием производственно-экономической системы предприятия авиадвигателестроения

Ташкинов А. Г. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления промышленным производством ФГБАУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (ПНИПУ); начальник Координационно-методического центра внедрения цифровой экономики АО «Пермский завод „Машиностроитель“», г. Пермь

Автором проведен анализ методологических подходов концепции управления развитием производственно-экономической системы предприятия. Рассмотрены положения формирования и развития концепции бережливое быстрореагирующее и активное производство на предприятии, их характерные особенности. Представлен анализ сравнительных признаков концепций управления развитием производственно-экономической системы предприятия. В зависимости от принятия управленческих решений, автором предложено учитывать ограничения при реализации рассмотренных концепций бережливого производства и быстрореагирующего производства. Проведен причинно-следственный анализ существующих проблем внедрения бережливого производства. Описана разработанная концепция развития производственно-экономической системы предприятия на принципах бережливого производства АО «Пермский завод «Машиностроитель».

Литература:

1. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. Современное толкование и задачник. — М.: Livrezon, 2021. — 250 с.

2. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии. Том 3. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2018–331 с.

3. Бабанова Ю. В., Орлов В. М. Взаимосвязь современных концепций управления повышения эффективности предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2017. — Т. 1. — C. 117–122.

4. Форд Г. Сегодня и завтра. Кодекс миллиардера. — М.: АСТ, 2016. –320 с.

5. Krafcik J. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review, October 1988.

6. Вумек Дж.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании: пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 473 с.

7. Womack J.P., Jones D.T. and Roos D. «The machine that changed the world». Rawson Associates, New York,1990.

8. Slack, R. A., LAI RP99-01-16, Jul 1999. web. mit. edu/lean (дата обращения 02.02.2023.)

9. Ohno T. Toyota production system: beyond large-scale production. — Massachusetts: Productivity Press, Cambridge, 1988. — 176 р.

10. Liker J. K., Morgan J. The Toyota product development system: integrating people, process, and technology. — Taylor & Francis, 2006. — 400 р.

11. Liker J., Meier D. The Toyota way fieldbook (Russ. ed.: Laiker Dzh., Maier D. Praktika dao Toyota: Rukovodstvo po vnedreniiu printsipov menedzhmenta Toyota. 2nd ed. Moscow, Al»pina Biznes Buks, 2007, 584 p.).

12. Ташкинов А. Г. Влияние комплексного внедрения бережливого производства на эффективность развития производственной системы предприятия / А. Г. Ташкинов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки = PNRPU Sociology and Economics Bulletin. — 2022. — № 4. — С. 329–358.

13. Suri R. Quick Response Manufacturing: A Companywide Approach to Reducing Lead Times. / R. Suri. Portland: Productivity Press. — 1998. — 540 p.

14. Сури Р. Время — деньги. Конкурентное преимущество быстрореагирующего производства / Р. Сури; пер. с англ. В.В. Делюхина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015–326 с.

15. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С., Бабаев И.А., Яковенко В. Б., Гриша Е. В., Дзюба С. В., Войтенко А.С. (2010). Креативные технологии управления проектами и программами: Монография. — К.: «Саммит-Книга», 768с.

Российские предприятия авиационного двигателестроения (авиадвигателестроения) на современном этапе развития осуществляют интенсивный поиск решения экономических проблем и результативных способов хозяйствования в конкурентной среде.

В самом деле, при новейших темпах развития фундаментальной науки и быстрых изменений, происходящих в менеджменте, можно говорить о потребностях в новых подходах к управлению, соответствующих вызовам нового индустриального уклада.

Проблема управления развитием производственно-экономической системы (ПЭС) в авиапромышленности стоит особенно остро в связи с постепенным переходом к новому индустриальному укладу и переносом большей части организационно-технических проблем с макроуровня на микроуровень предприятия. В результате этого любое предприятие авиадвигателестроения вынуждено решать не только текущие, тактические задачи, в рамках выполнения основных работ на основе принципов программно-проектного управления, а также выполнение госзаказа, но и совершенно новые сложные задачи долгосрочного планирования с целью достижения устойчивого развития, роста целевых показателей эффективности и конкурентоспособности.

Одним из направлений решения задачи является проблема разработки и реализации усовершенствованных концепций управления развитием производственно- экономических систем. Принципиальным путём решения этой проблемы является создание и реализация гибких концепций производственно-экономических систем.

В настоящее время, несмотря на значительный интерес к вопросам управления предприятием, на сегодняшний день пока не найден, и не предложен управленческий инструментарий. Кроме того, в существующей литературе проблема с управленческой точки зрения рассматривается фрагментарно, что не позволяет расширить управленческий инструментарий эффективного управления предприятиями в современных условиях.

Таким образом, управленческое решение, заключающееся в эффективном управлении предприятий отрасли авиационного двигателестроения на основе создания высокоэффективных систем управления развитием гибких производственно-экономических систем, с учетом отраслевой специфики, является своевременным и востребованным.

Для Цитирования:
Ташкинов А. Г., Управление развитием производственно-экономической системы предприятия авиадвигателестроения. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: