По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.36:005:658.51

Управление развитием производственно-экономической системы предприятия авиадвигателестроения

Ташкинов А. Г. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления промышленным производством ФГБАУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)»; начальник координационно-методического центра внедрения цифровой экономики АО «Пермский завод «Машиностроитель», Пермь

Автором проведен анализ методологических подходов к концепции управления развитием производственно-экономической системы предприятия. Рассмотрены положения формирования и развития концепции бережливого быстрореагирующего и активного производства на предприятии, их характерные особенности. Представлен анализ сравнительных признаков концепций управления развитием производственно-экономической системы предприятия. В зависимости от принятия управленческих решений, автором предложено учитывать ограничения при реализации рассмотренных концепций бережливого производства и быстрореагирующего производства. Проведен причинно-следственный анализ существующих проблем внедрения бережливого производства. Описана разработанная концепция развития производственно-экономической системы предприятия на принципах бережливого производства АО «Пермский завод «Машиностроитель».

Литература:

1. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. Современное толкование и задачник. — М.: Livrezon, 2021. — 250 с.

2. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии. Т. 3. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2018. — 331 с.

3. Бабанова Ю. В., Орлов В. М. Взаимосвязь современных концепций управления повышением эффективности предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2017. — Т. 1. — C. 117–122.

4. Форд Г. Сегодня и завтра. Кодекс миллиардера. — М.: АСТ, 2016. — 320 с.

5. Krafcik J. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review, October 1988.

6. Вумек Дж.П., Джонс Д. Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании: пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 473 с.

7. Womack J. P., Jones D. T. and Roos D. «The machine that changed the world». Rawson Associates, New York,1990.

8. Slack, R. A., LAI RP99-01-16, Jul 1999. web. mit.edu/lean (дата обращения: 02.02.2023).

9. Ohno T. Toyota production system: beyond large-scale production. — Massachusetts: Productivity Press, Cambridge, 1988. — 176 р.

10. Liker J.K., Morgan J. The Toyota product development system: integrating people, process, and technology. — Taylor & Francis, 2006. — 400 р.

11. Liker J., Meier D. The Toyota way fieldbook (Russ. ed.: Laiker Dzh., Maier D. Praktika dao Toyota: Rukovodst vo po vnedreniiu printsipov menedzhmenta Toyota. 2nd ed. Moscow, Alpina Biznes Buks, 2007, 584 p.).

12. Ташкинов А. Г. Влияние комплексного внедрения бережливого производства на эффективность развития производственной системы предприятия / А. Г. Ташкинов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки = PNRPU Sociology and Economics Bulletin. — 2022. — № 4. — С. 329–358.

13. Suri R. Quick Response Manufacturing: A Companywide Approach to Reducing Lead Times. / R. Suri. Portland: Productivity Press. — 1998. — 540 p.

14. Сури Р. Время — деньги. Конкурентное преимущество быстрореагирующего производства / Р. Сури; пер. с англ. В.В. Делюхина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015–326 с.

15. Бушуев С. Д., Бушуева Н. С., Бабаев И. А., Яковенко В. Б., Гриша Е. В., Дзюба С.В., Войтенко А. С. Креативные технологии управления проектами и программами: монография. — К.: Саммит-Книга, 2010. — 768 с.

Российские предприятия авиационного двигателестроения (авиадвигателестроения) на современном этапе развития осуществляют интенсивный поиск решения экономических проблем и результативных способов хозяйствования в конкурентной среде.

В самом деле, при новейших темпах развития фундаментальной науки и быстрых изменений, происходящих в менеджменте, можно говорить о потребностях в новых подходах к управлению, соответствующих вызовам нового индустриального уклада.

Проблема управления развитием производственно-экономической системы (ПЭС) в авиапромышленности стоит особенно остро в связи с постепенным переходом к новому индустриальному укладу и переносом большей части организационно-технических проблем с макроуровня на микроуровень предприятия. В результате этого любое предприятие авиадвигателестроения вынуждено решать не только текущие, тактические задачи, в рамках выполнения основных работ на основе принципов программно-проектного управления, а также выполнения госзаказа, но и совершенно новые сложные задачи долгосрочного планирования с целью достижения устойчивого развития, роста целевых показателей эффективности и конкурентоспособности.

Одним из направлений решения задачи является проблема разработки и реализации усовершенствованных концепций управления развитием производственно-экономических систем. Принципиальным путем решения этой проблемы является создание и реализация гибких концепций производственно-экономических систем.

На сегодняшний день, несмотря на значительный интерес к вопросам управления предприятием, пока не найден управленческий инструментарий. Кроме того, в существующей литературе проблема с управленческой точки зрения рассматривается фрагментарно, что не позволяет расширить управленческий инструментарий эффективного управления предприятиями в современных условиях.

Таким образом, управленческое решение, заключающееся в эффективном управлении предприятиями отрасли авиационного двигателестроения на основе создания высокоэффективных систем управления развитием гибких производственно-экономических систем, с учетом отраслевой специфики, является своевременным и востребованным.

Для Цитирования:
Ташкинов А. Г., Управление развитием производственно-экономической системы предприятия авиадвигателестроения. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала