В настоящее время руководство страны обращает особое внимание на совершенствование инструментов управления инвестиционными процессами [1]. Одним из эффективных подобных инструментов для современного состояния отечественной экономики по признанию ряда ведущих специалистов государственного управления и бизнеса являются специальные инвестиционные контракты (СПИК). С 2015 г. было реализовано «40 специнвестконтрактов на общую сумму 1 трлн руб., а это частные инвестиции. В рамках реализации этих проектов должно быть создано более 20 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест в разных отраслях промышленности» [1]. Специальные инвестиционные контракты — это форма привлечения крупных частных инвестиций в промышленность, обладают преимуществами в налоговых льготах, стабильным режимом работы, который гарантирует государство.
Вместе с тем накопленный опыт реализации СПИК с 2015 г., а также оценки ведущих экономистов страны, показывают успешность применения этого инструмента в стратегическом развитии страны, повышении конкурентоспособности промышленного производства. Полученные результаты использования СПИК, а также возникновение новых вызовов для отечественной экономики, новые задачи, сформулированные в национальных программах, потребовали его усовершенствования.
В этой связи сформирован обновленный инструмент, который прошел первое чтение в Думе. Новая редакция (законопроект № 689101–7), которой юристы присвоили название СПИК 2.0, распространяет предмет контрактов на разработку технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции. Перечень технологий для такой формы инвестирования утверждает Правительство РФ.
По содержанию СПИК — это инструмент реализация подхода целенаправленного и эффективного управления изменениями в структуре экономики. В определенном смысле расширенное использование этого инструмента противоречит идеологии рынка. Рыночный подход, поддержание конкуренции и ожидание, когда «невидимая рука» выстроит эффективную экономику, имеет много негативных последствий. С позиции теории управления большими системами решение и переход в новое состояние возможны двумя способами (целенаправленное воздействие и самоорганизация). Однако для режима самоорганизации (поддержание конкуренции) характерен длительный период выхода на рациональное решение в силу основного интереса бизнеса в виде получения дохода за короткий период. В условиях быстрого и качественного изменения характера инноваций (акцент на переработку больших объемов информации, на «умные» технологии, позволяющие качественно изменить результаты управления издержками), турбулентности мировых экономических процессов (например, современные тенденции в процессах глобализации мировой экономики) происходит резко сужение областей, где в режиме самоорганизации допустимо получение рациональных решений. На первых план выходят способы, сочетающие структурные изменения, производимые на уровне государственного управления, и методы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, которые решают проблемы издержек и эффективности затрачиваемых ресурсов.