Безопасность движения на железнодорожном транспорте является одной из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящей от так называемого человеческого фактора. Понятие «человеческий фактор» характеризуется чрезвычайной многогранностью и сложностью. Писатель и автор множества популярных работ Г. Салвенди дает следующее понятие: «человеческий фактор» – это многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Вместе с тем не только безопасность движения, но и безопасность производственных процессов это подтверждают. Рассмотрим распределение причин несчастных случаев на производстве в ОАО «РЖД» в 2014 г. (рисунок).
Анализ причин производственного травматизма показывает, что превалирующая доля причин связана с умышленными или неумышленными действиями работников. Соответственно процесс управления профессиональными рисками и внедрение системы управления охраной труда на каждом предприятии должен быть основой создания безопасных условий труда на каждом рабочем месте. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Железнодорожный транспорт является источником повышенных рисков и опасностей, тем самым подразумеваются негативные последствия, которые могут возникнуть в результате травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности работников. Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору. В связи с этим возникает необходимость создания методики профотбора и психофизиологического сопровождения деятельности для претендентов на наиболее травмоопасные профессии железнодорожного комплекса на основе разработанных методик для работников локомотивных бригад в целях снижения производственного травматизма. К наиболее травмоопасным профессиям на железнодорожном транспорте относятся монтеры пути, составители поездов и их помощники, слесари-ремонтники, транспортные рабочие, осмотрщики, приемосдатчики груза и багажа. Эта методика профотбора и психофизиологического сопровождения будет позволять определять психофизиологическую совместимость людей с той или иной профессией, так как безопасность движения на транспорте обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса «человек – транспортное средство – окружающая среда».