Управление строительными проектами предполагает осуществление нескольких важных действий — руководство данным проектом, его регулирование, контроль произведенной работы. Главная цель любого управления — удовлетворение функциональных и бюджетных потребностей гражданина.
Существует несколько десятков типов строительных проектов.
Жилые — под ними понимаются малоэтажные, многоэтажные и многоквартирные дома. Общий объем ежегодного возведения подобных объектов: от 40 до 50 %. Хотя в большей части данные дома строятся за счет средств граждан или кредитных организаций, однако правительственное регулирование сектора крайне велико: власти влияют на застройщиков с использованием плавающей налоговой политики, установлении императивных требований к возведению объектов недвижимости, их этажности.
Промышленные — сюда входит строительство крупных инженерных объектов, промышленных зданий и сооружений. Общий объем от строительного сектора — не более 20 %. Характерная особенность для данного типа зданий — массовое использование первичных материалов, а также тяжелой строительной техники; привлечение государственного финансирования (власти входят на рынок, субсидируя строительство полностью или частью).
Гражданские сооружения — включает в себя: возведение небольших магазинов, крупных торговых центров, университетов, госпиталей, курортных центров и так далее. Объем сектора составляет около 30–40 % от всего строительного рынка. Организационно-технологически данный сектор совпадает с сектором жилищного строительства, но есть и определенные отличия: так, например, для создания проектной документации практически всегда привлекается специальная архитектурная фирма. Строительством руководит генеральный подрядчик или менеджер, который, в свою очередь, может привлечь еще и специализированных подрядчиков.
В зависимости от их вида и предназначения строительная организация, осуществляя управление строительными проектами, оценивает: технические параметры действующего проекта (то есть анализируется бюджет и исполнение), возможности по расширению коммуникации между участниками (таковыми являются: подрядчики, заказчики, профессиональное сообщество).