По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5.011

Управление предприятием: японский опыт (окончание)

Известно, что во имя достижения цели японцы способны на большие жертвы. Нередко в интересах группы и коллектива они отказываются от личных благ, терпят невзгоды. Тяга японцев к групповому взаимодействию необычайно сильна. Главное, конечно, это обеспечение высочайшего уровня трудовой дисциплины, поскольку дисциплина как интегральное целое воспитывается только в системе коллективных условий трудовой деятельности. Коллективные действия, присущие японской культуре, создают большие преимущества в организации бизнеса. Японский бизнес в положительном смысле извлекает из этого соответствующие преимущества.

Литература:

1. Вахрушев В . Принципы японского управления. — М.,1992.

2. Пронников В . А., Ладоноа И . Д. Японцы. — М.,1996.

3. Цветов В . Я . Пятнадцатый камень сада Роандзи. — М.,1986.

4. Цимицов И . С . Управление пояпонски за пределами Японии // Мировая экономика и международные отношения. — 1991. — №8.

5. Старобинский Э. Е . Менеджмент в Японии. Управление персоналом. — 1997. — № 5. 6. Паркинсон Н., Ростомдгин М . К., Сапри С . А . Эти невероятные японцы. — М.,1992.

Любое управление предполагает выработку и принятие разного рода решений. Управленческие решения являются существенными элементами планирования, организации, мотивации и контроля. В современной Японии подготовка и принятие решений образуют важный раздел менеджмента. Японская система принятия решений основана на национальных традициях, отражает этнопсихологические особенности японцев и сориентирована на их социальные ценности.

Администрация фирмы тонко чувствует нюансы человеческой мотивации. Поэтому она всемерно вовлекает рядовых работников в подготовку решений. С учетом ожидаемой от низов инициативы организуется стандартная процедура подготовки, обсуждения и санкционирования управленческих решений.

Эта процедура носит название «ринги». Термин «ринги» не имеет адекватного перевода на русский язык. Он состоит из двух китайских иероглифов: «рин» (спрашивать с нижестоящего) и «ги» (совещаться, обсуждать, обдумывать). Первое употребление этого термина в японской практике управления относится к начальному периоду реставрации Мэйдзи (комплекс политических, военных и социально-экономических реформ в Японии 1868–1889 гг. — Прим. ред.). Исследования показывают, что «ринги» представляет собой в известной степени философию японского менеджмента.

В японской организации можно выделить три основных уровня управления:

• «кэйэй» (руководство) — высший стратегический уровень управления. К нему относятся должности председателя и членов совета директоров, президента, вице-президентов и руководителей центральных служб. На этом уровне определяются стратегические цели и политика компании;

• «канри» (администрация) — средний тактический уровень. К нему относятся должности руководителей отделений фирмы и начальников отделов;

• «иппан» (рядовой состав) — оперативный уровень управления. К этому уровню относятся должности линейных управляющих: руководители групп, начальники смен, участков, а также мастера и бригадиры.

Необходимо отметить, что «кэйэй», «канри», «иппан» трудно назвать уровнем управления в общепринятом смысле, т. е. когда каждый из них характеризуется определенной властью и ответственностью. Отличительной особенностью японской организации является то, что в ней, как правило, не существует достаточно четкого разграничения уровней власти и ответственности.

Для Цитирования:
Управление предприятием: японский опыт (окончание). Главный инженер. Управление промышленным производством. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: