По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.52; 159.9.072

Управление поведением в конфликтной ситуации и формирование коммуникативных навыков медицинской сестры

Ольга Николаевна Моисеева старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099 г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: umosamgmu@mail.ru
Ирина Викторовна Курганова старшая медицинская сестра офиса врача общей практики, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская городская поликлиника № 6 Промышленного района», 443087 г. Самара, пр. Кирова, д. 228

Статья демонстрирует необходимость диагностики поведения в конфликтной ситуации и формирования коммуникативных навыков, в широком понимании этого слова, в процессе медицинской деятельности.

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. — М.: Юнити-дана, 2004. — 591 с.

2. Бордовская Н.О. Социально-психологические конфликты в медицинских учреждениях // Главная медицинская сестра. — 2005. — № 12. — С. 29–36.

3. Вершинин М.С. Конфликтология: конспект лекций. — СПб.: Михайлов, 2003. — 64 с. Галицкая И.К.

4. Управление конфликтами и стрессами в среде сестринского персонала ЛПУ // Главная медицинская сестра. — 2006. — № 2. — С. 97–115; № 3. — С. 123–136.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с.

6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 400 с.

7. Кадырова С.М. Основы профессионального общения: территория и личное пространство // Главная медицинская сестра. — 2005. — № 5. — С. 38–42.

8. Козлова Л.Б. Роль организатора сестринского дела в конфликтной ситуации // Главная медицинская сестра. — 2003. — № 8. — С. 113–115.

9. Логинова И.И. О роли психологических занятий в управлении сестринским персоналом // Главная медицинская сестра. — 2003. — № 7. — С. 71–74.

10. Орлова Т.В. Конфликты в коллективе: как их избежать // Главная медицинская сестра. — 2002. — № 12. — С. 109–115; 2003. — № 1. - С. 109–117.

11. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2005. — 334 с.

Соблюдение этических норм в процессе профессиональной деятельности медицинских работников в условиях современной биомедицины — дело сложное и требующее высокого уровня морального самосознания от каждого медицинского работника. Взаимоотношения медицинской сестры с пациентами и коллегами должны строиться в соответствии с принципами биомедицинской этики. Это требование зафиксировано в международном и российском кодексах медсестер.

Для успешного выполнения этих задач медицинской сестре недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции. Важнейшим критерием профессиональной компетентности медицинской сестры становятся ее психолого-педагогические возможности, наличие качеств, способствующих коммуникативным способностям в общении с населением и желание постоянно заниматься своим саморазвитием.

В этическом Кодексе международного Совета медсестер в соответствии с принципом уважения прав и достоинств пациента сказано: «Оказывая помощь, медсестра старается создать атмосферу уважительного отношения к ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациента». В этическом Кодексе медицинской сестры России проблема отношений медсестры и пациентов занимает ведущее место. Все этические требования, изложенные в разделе «Медицинская сестра и пациент», раскрывают основополагающие принципы биомедицинской этики: уважения прав и достоинства пациента и принципа «не навреди».

Профессиональное общение медицинской сестры с пациентом имеет свою специфику. Оно, как правило, кратковременно, имеет целью получение конкретной информации о тех или иных особенностях жизнедеятельности организма пациента, но при этом должно осуществляться в соответствии с современными этическими принципами и нормами деятельности медработников.

Работа медсестры поликлиники сопряжена с большими психологическими и физическими нагрузками, поэтому медсестра должна быть своего рода психологом, учителем и наставником.

Вопросы общения с пациентом и разрешения конфликтных ситуаций имеют огромное значение. Конфликтные ситуации с непосредственным участием медицинской сестры могут возникать по всему спектру профессионального общения. Это могут быть конфликты с пациентами или их родственниками, врачом, с младшими коллегами или руководством.

Для Цитирования:
Ольга Николаевна Моисеева, Ирина Викторовна Курганова, Управление поведением в конфликтной ситуации и формирование коммуникативных навыков медицинской сестры. Медсестра. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: