Соблюдение этических норм в процессе профессиональной деятельности медицинских работников в условиях современной биомедицины — дело сложное и требующее высокого уровня морального самосознания от каждого медицинского работника. Взаимоотношения медицинской сестры с пациентами и коллегами должны строиться в соответствии с принципами биомедицинской этики. Это требование зафиксировано в международном и российском кодексах медсестер.
Для успешного выполнения этих задач медицинской сестре недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции. Важнейшим критерием профессиональной компетентности медицинской сестры становятся ее психолого-педагогические возможности, наличие качеств, способствующих коммуникативным способностям в общении с населением и желание постоянно заниматься своим саморазвитием.
В этическом Кодексе международного Совета медсестер в соответствии с принципом уважения прав и достоинств пациента сказано: «Оказывая помощь, медсестра старается создать атмосферу уважительного отношения к ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациента». В этическом Кодексе медицинской сестры России проблема отношений медсестры и пациентов занимает ведущее место. Все этические требования, изложенные в разделе «Медицинская сестра и пациент», раскрывают основополагающие принципы биомедицинской этики: уважения прав и достоинства пациента и принципа «не навреди».
Профессиональное общение медицинской сестры с пациентом имеет свою специфику. Оно, как правило, кратковременно, имеет целью получение конкретной информации о тех или иных особенностях жизнедеятельности организма пациента, но при этом должно осуществляться в соответствии с современными этическими принципами и нормами деятельности медработников.
Работа медсестры поликлиники сопряжена с большими психологическими и физическими нагрузками, поэтому медсестра должна быть своего рода психологом, учителем и наставником.
Вопросы общения с пациентом и разрешения конфликтных ситуаций имеют огромное значение. Конфликтные ситуации с непосредственным участием медицинской сестры могут возникать по всему спектру профессионального общения. Это могут быть конфликты с пациентами или их родственниками, врачом, с младшими коллегами или руководством.