По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 001 DOI:10.33920/nik-02-2405-01

Управление подготовкой, аттестацией научных и научно-педагогических кадров: исторический ракурс и теоретические аспекты написания научно-исследовательских работ

Дадалко Василий Александрович доктор экономических наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук Российской Федерации, профессор Высшей школы управления Российского университета дружбы народов, 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, antikrizis1@bk.ru, orcid.org/0000-0001-5436-3286
Дадалко Светлана Викторовна кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента, Международный университет «МИТСО», 220099, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Казинца, д. 21, к. 3, эл. адрес: svetarozedad@gmail.com, orcid.org/0000-0001-9606-118X

Характерной особенностью современной науки является то, что она превращается в сложный и непрерывно растущий социальный организм, в наиболее динамичную, подвижную, производительную силу общества. В этой связи важную роль играет управление подготовкой и аттестацией научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. В статье исследованы исторические вопросы формирования научных кадров высшей квалификации и их аттестации, методологические аспекты и особенности проведения научных исследований. Представлены этапы, обозначены актуальные проблемы и сложности подготовки и написания научно-исследовательской работы (кандидатской диссертации).

Литература:

1. Петр I в произведениях А.С. Пушкина. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioteka.ptz.ru/resursi/bibliotekari_rasskazivayut/vzroslim_i_ yunoshestvu/o_literature__istorii_i_iskusstve/pyotr_i_v_proizvedeniyah_a_s_ pushkina?ysclid=lurahmb49y. (дата доступа 01.02.2024).

2. Аттестация ученых и педагогов в дореволюционной России. [Электронный ресурс]. URL: https:///aspirinby.org/kak-podgotovit-i-zashhitit-dissertaciju/attestacija-uchenyh-i-pedagogov-v-dorevoljucionnoj-rossii/?ysclid=lurce7e51578628310 (дата доступа 01.02.2024).

3. Кричевский Г.Г. Ученые степени в университетах дореволюционной России // История СССР. — 1985. — № 2. — С. 141–153.

4. Демина Н.В. Диссертационные практики в дореволюционной России: публичность как условие научной экспертизы // Человек. Сообщество. Управление. — №1/2006. — С. 120–127.

5. Пальчик Г.В. Система государственной аттестации научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь. // Управленческое консультирование. — № 1, 2017. — С. 8–11.

6. Берков В.С. Методологич науки. Общие вопросы : учеб. Пособие / В.Ф. Берков. — Минск : РИВШ, 2009 — 396 с.

7. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. Москва: Эксмо, 2008. — 164 с.

8. Громыко В.В. Методология написания диссертационной работы// Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. — 2016. — № 3 (87). — С 3–19.

1. Peter I in the works of A.S. Pushkin. [Electronic resource]. URL: https://biblioteka.ptz.ru/resursi/bibliotekari_rasskazivayut/vzroslim_i_yunoshestvu/o_literature__ istorii_i_iskusstve/pyotr_i_v_proizvedeniyah_a_s_pushkina?ysclid=lurahmb49y. (accessed 02/01/2024).

2. Certification of scientists and teachers in pre-revolutionary Russia. [Electronic resource]. URL: https:///aspirinby.org/kak-podgotovit-i-zashhitit-dissertaciju/ attestacija-uchenyh-i-pedagogov-v-dorevoljucionnoj-rossii/?ysclid=lurce 7e51578628310 (accessed 02/01/2024).

3. Krichevsky G.G. Academic degrees in universities of pre-revolutionary Russia // History of the USSR. — 1985. — No. 2. — P. 141–153.

4. Demina N.V. Dissertation practices in pre-revolutionary Russia: publicity as a condition for scientific examination // Man. Community. Control. — No. 1/2006. — Pp. 120–127.

5. Palchik G.V. System of state certification of highly qualified scientific personnel in the Republic of Belarus. // Management consulting. — No. 1, 2017. — Pp. 8–11.

6. Berkov V.S. Methodological science. General questions: textbook. Benefit / V.F. Berkov. — Minsk: RIVSH, 2009. — 396 p.

7. Klyuchevsky V.O. Historical portraits. Figures of historical thought. Moscow: Eksmo, 2008. — 164 p.

8. Gromyko V.V. Methodology for writing a dissertation// Vestnik REU im. G.V. Plekhanov. — 2016. — No. 3 (87). — From 3–19.

Наука, как сфера духовной деятельности человека, создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления. Основная цель науки — познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов. В XXI в. мировая наука претерпевает значительные количественные и качественные структурные изменения. Научно-техническая революция проходит новую ступень развития и продолжается поиск новых форм и принципов организации науки. Быстрыми темпами развиваются наукоемкие отрасли производства: микроэлектроника, биотехнологии и др. Происходит массовая цифровизация разнообразных сторон жизни общества. Все это требует иных, отличающихся от предыдущих, форм организации научной деятельности и подходов к выполнению научно-исследовательских работ. Особенностями современности является то, что лабораториями для науки становятся компьютеры, позволяющие исследователям экспериментировать (моделировать на компьютере) точно так же, как это делают другие ученые в своих лабораториях.

В современном мире научные знания производятся, как правило не отдельными исследователями, а их совокупностями, которые называются научными сообществами. В научном сообществе исследователи едины в понимании целей науки и ее отношений к социальной среде, руководствуются относительно одинаковыми критериями оценки знаний, едиными нормами познавательной деятельности, характеризуются специализированной и схожей научной подготовкой и аттестацией.

Под подготовкой и аттестацией научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации мы понимаем присуждение ученых степеней и ученых званий. Аттестация кадров высшей квалификации с присуждением ученых степеней и званий — это один из важнейших инструментов кадровой политики государства. Основное предназначение аттестации — структурирование профессионального сообщества. Степени и звания — статусные характеристики, отражающие ступени профессионального роста, создающие стимулы для карьерного роста.

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Дадалко Светлана Викторовна, Управление подготовкой, аттестацией научных и научно-педагогических кадров: исторический ракурс и теоретические аспекты написания научно-исследовательских работ. Ученый совет. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: