Наука, как сфера духовной деятельности человека, создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления. Основная цель науки — познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов. В XXI в. мировая наука претерпевает значительные количественные и качественные структурные изменения. Научно-техническая революция проходит новую ступень развития и продолжается поиск новых форм и принципов организации науки. Быстрыми темпами развиваются наукоемкие отрасли производства: микроэлектроника, биотехнологии и др. Происходит массовая цифровизация разнообразных сторон жизни общества. Все это требует иных, отличающихся от предыдущих, форм организации научной деятельности и подходов к выполнению научно-исследовательских работ. Особенностями современности является то, что лабораториями для науки становятся компьютеры, позволяющие исследователям экспериментировать (моделировать на компьютере) точно так же, как это делают другие ученые в своих лабораториях.
В современном мире научные знания производятся, как правило не отдельными исследователями, а их совокупностями, которые называются научными сообществами. В научном сообществе исследователи едины в понимании целей науки и ее отношений к социальной среде, руководствуются относительно одинаковыми критериями оценки знаний, едиными нормами познавательной деятельности, характеризуются специализированной и схожей научной подготовкой и аттестацией.
Под подготовкой и аттестацией научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации мы понимаем присуждение ученых степеней и ученых званий. Аттестация кадров высшей квалификации с присуждением ученых степеней и званий — это один из важнейших инструментов кадровой политики государства. Основное предназначение аттестации — структурирование профессионального сообщества. Степени и звания — статусные характеристики, отражающие ступени профессионального роста, создающие стимулы для карьерного роста.