По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371: 159.923

Управление параметрами модели «обучающийся — техническое средство обучения»

Митрофанов М.В. канд. техн. наук, доцент, начальник кафедры, Военная академия связи им. маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург
Багрецов С.А. д-р техн. наук, профессор, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Лаута О.С. канд. техн. наук, ст. преподаватель, Военная академия связи им. маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург
Бойко Н.В. начальник отдела, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Управление параметрами модели имеет своей целью уточнение результатов моделирования системы «обучающийся-техническое средство обучения» с учетом воздействия на параметры модели напряженности работы обучающегося, дефицита учебной информации и других стрессовых факторов. С точки зрения устойчивости обучающегося к воздействию стрессовых факторов их личностные характеристики могут быть представлены следующими четырьмя группами: cтрессоустойчивый тип; лабильный тип; инертный тип; психоастенический тип. Можно предположить, что для каждого типа личности обучающегося, определяющего характер его поведения и изменения эффективности его деятельности, существует вполне определенное семейство характеристик, отражающих зависимость безошибочности выполняемых обучающимся заданий от напряженности его работы. Применение предлагаемой методики коррекции параметров модели «обучающийся-техническое средство обучения» позволяет учесть тип личности обучающегося в оценке параметров эффективности автоматизированного занятия.

Литература:

1. Демин Л.С., Жуковский Ю.Г., Семенин А.П. и др. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов. — М.: Машиностроение, 1986. — 227 с.

2. Смирнова А. А. Естественнонаучные основы психологии. — М.: Педагогика, 1981. — 367 с.

3. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную технологию личности. — М.: Просвещение, 1985. –315 с.

4. Стародубцев Ю.И., Митрофанов М.В., Анисимов В.В. Профессиональные качества современного военного инженера // Военная мысль. — 2020. — № 2. — С. 140–146.

5. Багрецов С.А. Методические проблемы организации, проведения и обработки психолого-педагогического эксперимента. — Пушкин: ПВУРЭ ПВО, 1990. — 201 с.

6. Багрецов С.А., Кулганов В.А. и др. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива. — СПб.: ВИКА, 1996. — 307 с.

Управление параметрами модели имеет своей целью уточнение результатов моделирования системы «обучающийся-техническое средство обучения» с учетом воздействия на параметры модели напряженности работы обучающегося, дефицита учебной информации и других стрессовых факторов.

Анализ литературы показывает, что с точки зрения устойчивости обучающегося к воздействию стрессовых факторов их личностные характеристики могут быть представлены следующими четырьмя группами [1–4]: cтрессоустойчивый тип; лабильный тип; инертный тип; психоастенический тип.

Обучающиеся, относящиеся к первой группе, имеют сильный уравновешенный тип высшей нервной деятельности и высокую эмоционально-волевую устойчивость. Для них характерно быстрое вхождение в учебный процесс, длительный период работоспособности при решении интеллектуальных задач в высоком темпе, а также при выполнении операторской деятельности сенсомоторного вида.

Обучающиеся с лабильным типом личности характеризуются низкой эмоционально-волевой устойчивостью и быстрой возбудимостью. Они, как правило, не выдерживают длительного психического напряжения, совершают ошибки при решении учебных задач в условиях лимита времени. Однако в благоприятных условиях они способны с высокой интенсивностью усваивать программ обучения. В условиях помех, при воздействии стрессовых факторов, в условиях неопределенности или избытка информации эффективность и надежность деятельности таких обучающихся изменяется в достаточно больших диапазонах. Предвидеть динамику изменения их работоспособности чрезвычайно трудно. Реализация этой задачи требует систематического контроля и глубокого анализа причин изменения эффективности учебной деятельности обучающихся с такими личностными характеристиками.

Обучающиеся с инертным типом личности обладают сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности. Для них характерна высокая инертность протекания нервных процессов. Они, как правило, обладают средней эмоционально-волевой устойчивостью, имеют склонность к равномерной работе в среднем темпе, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой в условиях лимита времени. Комплектование учебного задания для таких обучающихся должно обеспечивать равномерный темп предъявления учебной информации, наличие подробного плана изучения дисциплины, плана контроля учебной деятельности и т. п.

Для Цитирования:
Митрофанов М.В., Багрецов С.А., Лаута О.С., Бойко Н.В., Управление параметрами модели «обучающийся — техническое средство обучения». Главный механик. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: