Управление параметрами модели имеет своей целью уточнение результатов моделирования системы «обучающийся-техническое средство обучения» с учетом воздействия на параметры модели напряженности работы обучающегося, дефицита учебной информации и других стрессовых факторов.
Анализ литературы показывает, что с точки зрения устойчивости обучающегося к воздействию стрессовых факторов их личностные характеристики могут быть представлены следующими четырьмя группами [1–4]: cтрессоустойчивый тип; лабильный тип; инертный тип; психоастенический тип.
Обучающиеся, относящиеся к первой группе, имеют сильный уравновешенный тип высшей нервной деятельности и высокую эмоционально-волевую устойчивость. Для них характерно быстрое вхождение в учебный процесс, длительный период работоспособности при решении интеллектуальных задач в высоком темпе, а также при выполнении операторской деятельности сенсомоторного вида.
Обучающиеся с лабильным типом личности характеризуются низкой эмоционально-волевой устойчивостью и быстрой возбудимостью. Они, как правило, не выдерживают длительного психического напряжения, совершают ошибки при решении учебных задач в условиях лимита времени. Однако в благоприятных условиях они способны с высокой интенсивностью усваивать программ обучения. В условиях помех, при воздействии стрессовых факторов, в условиях неопределенности или избытка информации эффективность и надежность деятельности таких обучающихся изменяется в достаточно больших диапазонах. Предвидеть динамику изменения их работоспособности чрезвычайно трудно. Реализация этой задачи требует систематического контроля и глубокого анализа причин изменения эффективности учебной деятельности обучающихся с такими личностными характеристиками.
Обучающиеся с инертным типом личности обладают сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности. Для них характерна высокая инертность протекания нервных процессов. Они, как правило, обладают средней эмоционально-волевой устойчивостью, имеют склонность к равномерной работе в среднем темпе, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой в условиях лимита времени. Комплектование учебного задания для таких обучающихся должно обеспечивать равномерный темп предъявления учебной информации, наличие подробного плана изучения дисциплины, плана контроля учебной деятельности и т. п.