Отдел маркетинга — один из самых сложных в управлении вне зависимости от того, работает там 2–3 специалиста или же все 24. В каком другом отделе можно встретить такое разнообразие функций, столько креативных людей и полное непонимание, чем же занимается отдел и какая от него польза компании? Бренд-менеджеры, маркетологи-аналитики, пиарщики, дизайнеры, SMM-щики, таргетологи, product-менеджеры, лидогенераторы… Как объединить этих людей в единую команду? Как определить, в чем должен заключаться вклад каждого сотрудника отдела? Как ставить адекватные задачи и определять эффективность работы? Давайте попробуем разобраться.
За что отвечает ваш отдел маркетинга? Это — беспроигрышный вопрос. Им можно загнать в тупик большинство руководителей компаний. Нет, они конечно же осведомлены о том, что пиарщик ответственен за взаимодействие со СМИ (как минимум), а бренд-менеджер курирует выпуск всей сувенирной продукции по вверенному ему бренду, сотрудник, ответственный за социальные сети, регулярно размещает там посты и считает «лайки». Но какую пользу вся эта разношерстная деятельность должна приносить компании? Позвольте, я даже немного конкретизирую вопрос — какую экономическую пользу должны приносить сотрудники отдела маркетинга компании? Увы, ответ на этот вопрос далеко не всегда находится на поверхности.
Невозможно качественно управлять тем, о чем имеются только смутные представления. Невозможно улучшать то, что не измеряется простым и понятным способом. Поэтому прежде чем пускаться в рассуждения об управленческих технологиях, давайте определим, так за что же отвечает отдел маркетинга в компании.
Отдел маркетинга отвечает за привлечение клиентов. Это — «ворота», в которые должны заходить именно те, кто обладает потенциалом (текущим или будущим) купить товары и услуги компании. Разумеется, привлечение клиентов — это глобальная цель. Внутри отдела она разбивается на более мелкие. Так, PR менеджер ответственен за привлечение внимания к тем самым «воротам», формирование нужных стереотипов восприятия (стильные, модные, технологичные и т. д.) и интереса у целевой аудитории. Этому же должна способствовать и деятельность SMM-щика на своем уровне. Чем лучше работают специалисты, тем выше известность компании на рынке и больше интереса к ее деятельности/продуктам.