Экономическая теория выделяет три основных фактора производства, необходимых для деятельности любого предприятия — земля, труд и капитал. Последний из них является главной объединяющей силой, пронизывая все производственные процессы. Туманов Д. В. дает следующее определение: «капитал предприятия — это средства из всех источников финансирования, вложенные в активы предприятия» [1].
Капитал выполняет важнейшие функции в организации: защитную, регулирующую и ценовую.
Защитная функция приписывает капиталу свойство формировать и обеспечивать защитные механизмы интересов акционеров и кредиторов. Организации создают специальные структурные элементы для достижения этой цели, так как она является важной, особенно в нынешних бизнес-реалиях. В качестве результатов данной деятельности выступают резервный капитал, добавочный капитал и фонды специального назначения.
Регулирующая функция позволяет устанавливать масштабы деятельности предприятия, анализируя все имеющиеся средства. Благодаря этому, предпринимателю открывается возможность для долгосрочного финансирования компании. Также ведется исследование экономических пропорций между потреблением и накоплением, позволяющее продуктивно управлять ликвидностью организации. Вследствие данных процессов формируется важная информация, при грамотном использовании которой развиваются финансовые показатели.
Ценовая функция регулирует стоимостные характеристики капитала. Суть состоит в том, что основной капитал обладает ценой, величина которой определяется (измеряется) размером дивиденда. Если предприятие получает прибыль и не выплачивает дивиденды, то интересы владельцев собственного капитала угасают.
Капитал компании принято делить по объекту инвестирования на основной и оборотный. Их ключевое отличие заключается в их назначении. Первый задействуется в качестве инфраструктуры производства, второй — как компоненты производства (либо как источник финансирования выпуска товаров).
Согласно современным источникам, «основной капитал — часть капитала, которая полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов» [2].