Работа руководителя неизбежно периодически приводит к ситуациям, в которых он вынужден выходить с просьбами или давать обещания вышестоящему начальству, коллегам по управленческой иерархии, руководимым сотрудникам, а также заказчикам, подрядчикам и другим партнерам из внешних организаций.
Обещание – высказывание, в котором человек сообщает, что добровольно берёт на себя обязательство сделать что-либо или не делать чего-либо.
Обещания бывают личные, которые высказываются наедине, и публичные, которые даются на совещаниях, переговорах, встречах и других мероприятиях с участием свидетелей. Соответственно это относится и к просьбам, в ответ на которые даются обещания.
Обещания руководителя – вещь дорогая, и чем выше пост, тем оно дороже, что не все правильно понимают, а некоторые понимают слишком буквально. Особенно дорого обещания могут обойтись новому начальнику, если он начнет раздавать обещания налево и направо, не соотнося их исполнение со своими возможностями. А соблазн пообещать есть, можно как показать силу своим сотрудникам (я все могу), так и продемонстрировать исполнительность и лояльность вышестоящему руководству (рад выполнить ваше поручение).
Обещаний без просьб не бывает, несмотря на то, что иногда обещания даются без явно высказанных просьб, по инициативе мудрого руководителя, который предчувствует ожидания и еще не сформулированные запросы сотрудников и снимает в них необходимость, заблаговременно отвечая на них своим обещанием.
Формой изложения просьб и обещаний могут быть как устные высказывания, слова, так и оформленные различным образом формализованные документы.
Принципиальным в обещаниях является то, что они даются добровольно, хотя во многих случаях и под давлением обстоятельств. Именно добровольность обещаний (можно дать или не дать) и их кажущаяся отстраненность от основных планов и задач (обещания – это как бы необязательное дополнение к основным нагрузкам) играет коварную роль, расслабляет руководителя, что может обернуться неожиданными неприятностями.