По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.101.3

Управление мотивацией персонала в условиях организационных изменений: синергетический подход

Кирилюк Ольга Михайловна канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция», ОмГУПС, Омск, Россия, e-mail: olgaomgau@yandex.ru
Легчилина Елена Юрьевна канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция», ОмГУПС, Омск, Россия, e-mail: legcelena@yandex.ru

Авторы анализируют ряд теоретических и прикладных вопросов, связанных с управлением мотивацией персонала предприятий железнодорожного транспорта в условиях организационных изменений. Целью настоящей статьи является исследование мотивации персонала при проведении организационных изменений, а также определение направлений совершенствования системы мотивации персонала на предприятиях железнодорожного транспорта.

Литература:

1. Стратегия развития холдинга «РЖД» до 2030 года / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://doc.rzd.ru, свободный.

2. Kang S.K., Morris S.S., Snell S.A. Relational archetypes, organizational learning, and value creation: extending the human resource architecture // Academy of Management Review. – 2007. – № 32 (1). – P. 236–256.

3. Subramaniam M., Youndt M.A. The infl uence of intellectual capital on the types of innovation capabilities // Academy of Management Journal. – 2005. – № 48 (3). – P. 450–463.

4. Youndt M.A., Subramaniam M., Snell S.A. Intellectual capital profi les: An examination of investments and returns // Journal of Management Studies. – 2004. – Vol. 41. – № 2. – P. 335–362.

5. Катунина И.В. Интеллектуальный ресурс предприятий железнодорожного транспорта // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2012. – № 1. –С. 19–26.

6. Реорганизация РЖД серьезно усложнила решение производственных вопросов – Мурманский порт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.korabel.ru/news/comments/ reorganizatsiya_rzhd. html, свободный.

7. РЖД создает две новые дирекции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gudok.ru/news/transport/ zd/?ID=847252, свободный.

8. Катунина И. В. Системно-синергетическая концепция организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 5.

9. Алгоритм формирования организационной структуры компании: системно-синергетический подход// infomanagement [электронный ресурс]. – Режим доступа http://infomanagement.ru/ referat/44/8, свободный.

10. Иванова Т.Ю. Кибернетико-синергетический подход в теории управления / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – С. 132–137.

11. Усольцев А.П., Макурова Е.В. Синергетическая модель мотивации учащихся к учебной деятельности [электронный ресурс]. – Режим доступа http:// journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2009/ ped_3_2009_14.pdf.

12. Дмитриева С.И. Синергетический подход к управлению инновационным развитием организации на основе корпоративной культуры [электронный ресурс]. – Режим доступа http://sibac.info/18740.

13. Реформационный прагматизм как основа модернизации (Резюме доклада к «Концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 г.» группы учёных РАН) // Российский экономический журнал. – 2014. – № 3. – С. 3–35.

Мотивацию работника можно рассмотреть, как процесс взаимосвязанных потребностей и действий, поскольку она возникает единовременно, а разворачивается во времени. Мотивация представляет собой непрерывный процесс, он действует постоянно. В процессе мотивации возникают и актуализируются разные потребности, а поскольку действие определяется более сильной потребностью, то это приводит к прерыванию или изменению самого процесса мотивации. Всякое деление процесса мотивации на шаги искусственно и служит для обеспечения понимания поведения, возможности анализа и управления. Процесс можно представить в виде шести этапов, от возникновения до удовлетворения потребности.

Возникновение потребности – ощущение работником нехватки чего-либо и необходимости устранения проблемы. Для сохранения мотивации необходимо знать и уметь выявлять потребности работника, которые зависят от условий работы и развития личности.

Поиски объектов удовлетворения потребности – работник ищет объекты и предметы, способные удовлетворить потребности, являющиеся желаемыми для работника. Отмеченные потребности есть не что иное, как стимулы, и могут использоваться для формирования процесса мотивации.

Выбор способа достижения желаемого – образ действий того, как и каким путем добиваться желаемого, что и формирует мотив деятельности. Мотивация определяет не только направление действий, это можно сделать и при помощи стимула, она еще включает в себя способ достижения желаемого, характер действий. Именно в процессе осуществления действий создается результат в работе.

Выполнение намеченных действий – осуществление действий в намеченном направлении и определенным образом, то есть проявление в действиях характеристик мотивации, необходимых для достижения желаемой цели. Объекты мотивации отражают силу мотива.

Достижение поставленной цели – достижение в действиях желаемого результата, то есть получение результата, показывает, насколько выбранные действия и их выполнение приводят к необходимому и желаемому результату. Менеджер должен определить эффективность действий по достижению результата под воздействием окружающих факторов.

Для Цитирования:
Кирилюк Ольга Михайловна, Легчилина Елена Юрьевна, Управление мотивацией персонала в условиях организационных изменений: синергетический подход. Кадровик бюджетной организации. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: