Кризисы происходят в мире с определенной периодичностью, но несмотря на это, любой кризис для большинства компаний из разных отраслей экономики — период неопределенности, и главной целью становится сохранение денежного потока. А для принятия эффективных решений по поддержанию ликвидности компании необходимо анализировать рынок и быстро адаптироваться под новую реальность.
Кризис, связанный с пандемией COVID-19, как и любой другой, отличается от предыдущего, и он затронул все сферы экономики. Страдают целые отрасли, в некоторых существенное падение спроса и продаж, другие на грани разорения.
Но, стоит отметить, что существует ряд предприятий, которые непрерывно без ухода на карантин осуществляют свою деятельность, это предприятия, которые выпускают и реализуют товары первой необходимости согласно Распоряжению Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 762-р «О рекомендуемом перечне непродовольственных товаров первой необходимости», и предприятия с непрерывным циклом производства. Большая часть этих предприятий относятся к промышленности, и они испытывают сложности с ликвидностью, т. к. существенно изменился потребительский спрос, каналы коммуникаций и продвижения из офлайн перешли в онлайн, и наконец сформированная стратегия не работает, а платить зарплату сотрудникам и выполнять свои договорные обязательства перед партнерами необходимо.
Во время кризиса главным будет является не стратегия, а тактика. Насколько быстро вы окунетесь в ситуацию и начнете ей управлять, тем больше шансов, что денежные потоки пойдут именно в вашу компанию, а не к вашим конкурентам. Большинство промышленных компаний идут по протоптанным дорогам, а именно — сокращают издержки, что подтверждает проведенное исследование, проведенное в рамках национального проекта «Производительности труда и поддержка занятости», — «Лидеры производительности». На вопрос: «Что компании предпринимают в период кризиса?» была получена следующая статистика, более 55% компаний сокращают издержки и меняют продукты/услуги, от 30–35% в поисках новых рынков и партнеров (полная статистика отражена на рис. 1).