Концепция управления цепочками поставок (англ. – Supply Chain Management) интенсивно развивается более 30-ти лет в ведущих странах мировой экономики. Объектом управления данной концепции является совокупность предприятий в форме логистической цепи, представляющей собой «множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому, сервисному) потоку и выполняющее определенный набор логистических функций и операций» [1]. Гизой Ф., Зайцевым А.А. продемонстрировано стратегическое значение системы управления цепочками поставок в развитии бизнеса и формировании новых конкурентных преимуществ. Предложен механизм разработки продуктовых инноваций на основе интеграции системы управления цепочками поставок и бизнес-процессов компании [2].
Тяпухиным А.П., Аралбаевой Ф.З. раскрыта сущность логистической цепи как объекта управления, уточнен перечень бизнес-процессов и подсистем управления в цепях поставок, определены цель, задачи и сферы аудита подсистем и бизнес-процессов предприятий, образующих логистические цепи [3]. Системы управления безопасностью цепочки поставок на основе модели ISO 28000 позволяют определить уровень риска по всей цепочке поставок [4]. С помощью данных систем предприятие может применять необходимые меры контроля системы управления безопасностью цепочки поставок как бизнес-процесса, а также оценивать и повышать уровень ее эффективности.
Современные системы управления предприятиями регламентируют все процессы и участки деятельности предприятия: управленческий документооборот, проектирование, экологические аспекты, безопасность, закупки, производство, хранение, контроль, продажи и пр. Условия рыночной экономики в России требуют разрабатывать проекты преобразований в системах управления с минимальными затратами при достаточно высокой результативности.
Ключевым проектом преобразований в системе управления становится оптимизация процесса закупок.
Широкий спектр закупочный деятельности порождает непростые проблемы в отношениях «потребитель-поставщик», к числу которых относится высокий уровень дефектности (несоответствие требованиям) и неудовлетворенность потребителей конечной продукцией. Традиционно коммуникации «потребитель-поставщик» строятся по коммерческим и техническим аспектам. Когда дефектность закупаемой продукцией начинает превышать 100–500 случаев некондиций на каждый миллион поставок, взаимоотношения становятся невыгодными для обеих сторон. Это свидетельство можно считать основанием для пересмотра коммуникаций «потребитель-поставщик» в системе управления предприятиями.