По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Управление качеством: японский опыт

Степанов Д.В. специалист по финансовому и управленческому консалтингу, г. Москва, e-mail: info@d-step.ru

Принято считать, что японская система управления качеством заточена исключительно под своеобразный японский менталитет и неприменима в условиях других стран. Однако известно, что авторами японской системы управления качеством была группа бизнес-консультантов во главе с американским ученым Эдвардом Демингом и всемирно известным в области управления качеством также американцем Армандом Фейгенбаумом. Действительно, системы, применяемые в Японии, имеют некоторые специфические особенности, согласующиеся с японскими традиционными подходами и представлениями о вопросах производства и качества. Однако относятся они не к фундаментальным принципам, а к так называемым «тонким настройкам», которые разнятся не только при применении системы в разных странах, но даже и на разных предприятиях.

Качество продукции — это фактор, который позволил японским компаниям за относительно короткий период из состояния послевоенной разрухи выйти в мировые лидеры бизнеса. Впрочем, не только японским. История знает успех многих компаний, работавших в самых разных странах мира и в разные исторические эпохи, сделавших ставку на качество и добившихся значительного качественного скачка и небывалого роста бизнеса.

Интересен в связи с рассмотрением вопросов качества опыт американских компаний, таких как Heinz и Ford, сумевших благодаря системе работы над качеством выжить в годы Великой депрессии, когда многие их конкуренты прекратили существование. Однако именно в Японии значение выстраивания системы работы над качеством проявилось наиболее ярко.

Неоспоримым преимуществом «японского варианта» системы управления качеством TQM (Total Quality Management) является то, что японцам удалось успешно включить в работу над совершенствованием деятельности компании весь ее персонал, то есть полностью задействовать человеческий потенциал и избежать конфронтации между службами контроля качества, производственными и закупочными структурами. Кроме того, именно в Японии эта система очень хорошо формализована и прописана, что позволяет успешно применять ее на различных предприятиях.

Ошибочно считать, что японская система управления качеством заточена исключительно под своеобразный японский менталитет и неприменима в условиях других стран. Действительно, системы, применяемые в Японии, имеют некоторые специфические особенности, согласующиеся с японскими традиционными подходами и представлениями о вопросах производства и качества. Однако относятся они не к фундаментальным принципам, а к так называемым «тонким настройкам», которые разнятся не только при применении системы в разных государствах, но даже и на разных предприятиях.

Не очень хорошо известно, что авторами японской системы управления качеством была группа бизнес-консультантов во главе с американским ученым Эдвардом Демингом и всемирно известным в области управления качеством также американцем Армандом Фейгенбаумом (Armand Vallin Feigenbaum).

Для Цитирования:
Степанов Д.В., Управление качеством: японский опыт. Управление качеством. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: