Российская Федерация является одним из крупнейших импортеров тропических и субтропических плодов и овощей, так как данная продукция не произрастает, либо производится в ограниченных объемах на территории России, в связи с несоответствием климатических условий даже в южных регионах страны. Большинство тропических и субтропических плодов относятся к климактерическим, их убирают в стадии технической зрелости, спрособными к дальнейшему дозреванию. Стадия степени зрелости является одним из важнейших критериев физиологического состояния плодов, определяющих их потребительские характеристики на этапе реализации. Товарное качество является ключевым требованием при формировании концепции качества при обеспечении товародвижения климактерических плодов, поскольку оно является базовым требованием при реализации плодов на международных рынках, необходимых для удовлетворения потребительских предпочтений [1]. При обеспечении логистики, таможенного оформления, хранения в условиях распределительных центров необходимо учитывать реальную степень зрелости климактерических плодов и управлять технологическими режимами на всех этапах товародвижения с учетом физиологического состояния продукции, химического состава, плеча и сроков доставки, продолжительности хранения до этапа реализации с учетом индивидуальных видовых и сортовых особенностей скорости и процессов дозревания плодов для обеспечения оптимальных режимов и условий продвижения для управления продолжительностью послеуборочного периода хранения, сохранения качества и снижения потерь [2].
При осуществлении импортно-экспортных операций плоды относят к восьмой группе второго раздела Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности «Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов и корки дынь». За последние 5 лет объем импорта тропических и субтропических плодов на российский рынок неуклонно увеличивался: объем импорта товаров рассматриваемой группы за 2018 год составил 4,17 млрд рублей, и к 2022 году увеличился в 5 раз — до 20,65 млрд рублей. Ежегодное увеличение объемов поставок составляет примерно 20%. Рассматривая основные тенденции мирового производства и реализации фруктов, было установлено, что на первом месте по объемам продаж находятся плоды ананаса (33%), на втором месте — авокадо (28%) и на третьем — манго (22%).