По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2:338.26

Управление качеством медицинской помощи. Системы менеджмента качества

Татарников Михаил Анатольевич доктор медицинских наук, профессор, зав. отделом НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8
Полесский Владимир Александрович кандидат медицинских наук, зам. директора НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, тел.: 8 (916) 386-85-35, E-mail: pol-vlad51@yandex.ru

Подробно рассмотрены вопросы управления качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения на основе проектирования, разработки, внедрения и постоянного совершенствования современной системы менеджмента качества.

Литература:

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 272 с.

2. Вялков А.И., Кучеренко В.З., Райзберг Б.А. и др. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд., доп. / Под ред. А.И. Вялкова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 664 с.

3. Донабедиан А., Вилел Дж.К.Р., Визевианский Л. Качество, затраты и здравоохранение: целостная модель // Медицинская помощь — 1982. — Т. 10, № 20.— С. 975–992.

4. Конти Т. Самооценка в организациях / Пер. с англ. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 328 с.

5. Полесский В.А., Мартынчик С.А., Запорожченко В.Г. и др. Эволюция моделей системы качества: международная практика // Экономика здравоохранения. — 2005. — № 8. — С. 25–36.

6. Руководство по управлению качеством. — Россия-США: Макцентр, 2000. — 88 с.

7. Ханика де Ф. Новые идеи в области управления: Руководство для управляющих / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Прогресс», 1969. — 125 с.

1. Andersen B. Business processes. Tools for improvement / Trans. from English-2nd ed. — Moscow: RIA «Standards and Quality», 2004. — 272 p.

2. Vyalkov A. I., Kucherenko V. Z., Raizberg B. A., etc. Management and economics of healthcare: A textbook for universities. — 3rd ed., add. / Ed. by A. I. Vyalkov. — Moscow: GEOTAR-Media, 2009 — - 664 p.

3. Donabedian A., Vilel J. K. R., Vizeviansky L. Quality, costs and health care: a holistic model / / Meditsinskaya pomoshch — 1982. — Vol. 10, No. 20. — pp. 975–992.

4. Konti T. Self-assessment in organizations / Trans. from English-M.: RIA «Standards and Quality», 2000. — 328 p.

5. Polessky V. A., Martynchik S. A., Zaporozhchenko V. G., etc. Evolution of quality system models: international practice // Health economics. — 2005. — No. 8. — p. 25–36.

6. Quality Management Manual. — Russia-USA: Maktsentr, 2000. — 88 p.

7. Hanika de f. New ideas in the field of management: A guide for managers / Trans. from English-Moscow: Progress Publishing House, 1969. — 125 p.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Основной целью менеджмента качества медицинской помощи (КМП) является улучшение потребительских свойств и характеристик медицинских услуг на основе разработки, внедрения и постоянного совершенствования соответствующих систем управления и оптимального использования ресурсов.

Система менеджмента качества (СМК) — мощный инструмент повышения качества услуг, в том числе медицинских, и удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон, который прошел несколько этапов своего эволюционного развития [1; 3–7]. Эволюция моделей системы менеджмента качества представлена на рис. 1 [5].

Основными причинами внедрения той или иной модели в медицинских организациях (МО) являются:

1) внешнее давление потребителей и других заинтересованных сторон, имеющее целью улучшение КМП (органы управления здравоохранением, фонды обязательного медицинского страхования, страховые МО, различные общественные организации и т.д.);

2) желание руководства, а часто и самих сотрудников МО совершенствовать процессы оказания медицинской помощи с целью повышения ее качества и эффективности.

Для коммерческих МО, помимо вышеуказанных причин, имеет значение получение сертификата на соответствие СМК ГОСТу ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования». Наличие подобного документа дает МО определенные маркетинговые преимущества.

Несомненно, что роль рассмотренных причин со временем будет только возрастать. В будущем наличие в учреждении здравоохранения в рабочем состоянии СМК будет таким же обязательным требованием, как соблюдение порядков оказания медицинской помощи, медицинских стандартов, санитарных правил и других нормативно-правовых актов.

Для Цитирования:
Татарников Михаил Анатольевич, Полесский Владимир Александрович, Управление качеством медицинской помощи. Системы менеджмента качества. ГЛАВВРАЧ. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: