По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 663.479.1

Управление качеством кваса брожения на основе QFD-метода

Б.В. Игнатенко соискатель кафедры товароведения и товарной экспертизы Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
М.Н. Елисеев д-р техн. наук, профессор кафедры товароведения и товарной экспертизы Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Ю.Б. Белкин канд. техн. наук, доцент, завкафедрой товароведения и товарной экспертизы Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
М.А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры международной коммерции ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ

В статье рассмотрена возможность контроля и прогнозирования уровня качества нового кваса брожения «Плехановский» с помощью метода QFD (Quality Function Deployment), позволяющего поэтапно преобразовывать ожидания потребителей в технологические аспекты производства.

Литература:

1. Вашуков Ю.А. QFD: разработка продукции и технологических процессов на основе требований и ожиданий потребителей: методические указания / Ю.А. Вашуков, А.Я. Дмитриев, Т.А. Митрошкина. — Самара: Изд-во Самарского государственного аэрокосмического ун-та, 2012. — 32 с.

2. Исаева И.Н. Применение QFD-методологии при планировании улучшения качества печенья / И.Н. Исаева, С.В. Пономарев // Сборник научных статей молодых ученых, аспирантов и студентов ФГБОУ ВПО «ТГУ». — 2008.

3. Косминский Г.И. Научно-практические основы совершенствования технологии солода, пива и напитков брожения с использованием нетрадиционного сырья и новых культур микроорганизмов: дис. д-ра техн. наук / Г.И. Косминский; 05.18.07. — Могилев, 2001. — 400 с.

По данным аналитических исследований, посвященных рынку кваса в России, отечественные производители ориентированы в основном на внутреннего потребителя. За 2015–2019 годы доля внутренних продаж кваса в стране составила 99,3%. Установлено, что потребление все меньше связано с фактором сезонности, что позволит увеличить уровень продаж на 3,6% в год относительно предыдущих лет.

Необходимо отметить и тот факт, что Россия импортирует квас в бывшие республики Союза — Беларусь, Казахстан, Латвию, Литву, а также в страны Европы (Германию, Польшу, Турцию), США и ряд других.

В связи с этим обеспечение качества выпускаемой продукции занимает главенствующее место и связано напрямую с динамикой продаж на современном рынке. В свою очередь, рынок регулирует спрос на тот или иной продукт, и поэтому задачей производителя является выпуск товара с такими потребительскими свойствами, чтобы он смог стать конкурентоспособным и выделяться на фоне аналогов.

Требования к качеству могут определяться и контролироваться стандартами ГОСТ Р ИСО серии 9004-1-94 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» по сертификации предприятия, методами HACCP на уровне производства, а также Техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов» на уровне контроля качества готового продукта. Согласно ИСО 9004-1-94, необходимо учитывать и согласовывать объемы производства и сроки выхода на рынок данного товара с потребительским спросом и потребностью рынка [2].

Однако система менеджмента качества подразумевает еще контроль и прогнозирование уровня качества продукции на предтоварной стадии с использованием статистических методов исследования.

Новые инструменты предназначены решать проблему управления качеством при анализе факторов, которые представлены в качественном эквиваленте и основаны в первую очередь на мнении потребителей.

Поэтому одним из методов планирования качества товаров, тесно связанным с запросами и ожиданиями потребителей, является метод QFD, или Quality Function Deployment, то есть структурирование функции качества, который поэтапно преобразовывает ожидания потребителей в технологические аспекты производства [1].

Для Цитирования:
Б.В. Игнатенко, М.Н. Елисеев, Ю.Б. Белкин, М.А. Николаева, Управление качеством кваса брожения на основе QFD-метода. Управление качеством. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: