По данным аналитических исследований, посвященных рынку кваса в России, отечественные производители ориентированы в основном на внутреннего потребителя. За 2015–2019 годы доля внутренних продаж кваса в стране составила 99,3%. Установлено, что потребление все меньше связано с фактором сезонности, что позволит увеличить уровень продаж на 3,6% в год относительно предыдущих лет.
Необходимо отметить и тот факт, что Россия импортирует квас в бывшие республики Союза — Беларусь, Казахстан, Латвию, Литву, а также в страны Европы (Германию, Польшу, Турцию), США и ряд других.
В связи с этим обеспечение качества выпускаемой продукции занимает главенствующее место и связано напрямую с динамикой продаж на современном рынке. В свою очередь, рынок регулирует спрос на тот или иной продукт, и поэтому задачей производителя является выпуск товара с такими потребительскими свойствами, чтобы он смог стать конкурентоспособным и выделяться на фоне аналогов.
Требования к качеству могут определяться и контролироваться стандартами ГОСТ Р ИСО серии 9004-1-94 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» по сертификации предприятия, методами HACCP на уровне производства, а также Техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов» на уровне контроля качества готового продукта. Согласно ИСО 9004-1-94, необходимо учитывать и согласовывать объемы производства и сроки выхода на рынок данного товара с потребительским спросом и потребностью рынка [2].
Однако система менеджмента качества подразумевает еще контроль и прогнозирование уровня качества продукции на предтоварной стадии с использованием статистических методов исследования.
Новые инструменты предназначены решать проблему управления качеством при анализе факторов, которые представлены в качественном эквиваленте и основаны в первую очередь на мнении потребителей.
Поэтому одним из методов планирования качества товаров, тесно связанным с запросами и ожиданиями потребителей, является метод QFD, или Quality Function Deployment, то есть структурирование функции качества, который поэтапно преобразовывает ожидания потребителей в технологические аспекты производства [1].