По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.104

Управление инновациями в системе социально-трудовых отношений

Легчилина Е.Ю. Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Россия, e-mail: legcelena@yandex.ru

В статье рассматривается процесс управления инновациями в системе социально-трудовых отношений на основе институционально-аксиологического подход. Автор предложил методологию управления, включающую шесть блоков «социальная и экономическая эффективности в системе социально-трудовых отношений», «структура и инфраструктура сети взаимодействий», «корпоративная сеть ценностей», «институциональное пространство сети», «способность к трансформации», «коэволюционная обусловленность».

Литература:

1. Логинова Е.В. Сетевая экономика как векторный императив модернизации современного российского общества / Е.В. Логинова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ — 2011. — 366 с.

2. Паринов С.И. К теории сетевой экономики / С. И. Паринов. — Новосибирск: ИЭ.

3. Fukuyama F. The Great Disruption. — London: Profile Books. — 1999.

4. Олескин А.В. Сетевые структуры в биосистемах и человеческом обществе. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 304 с.

5. Легчилина Е.Ю. Инновационное развитие социально-трудовых отношений: аксиологические аспекты сетевых моделей // Экономика труда. — 2018. — Том 5. — № 4. — doi: 10.18334/et.5.4.39650.

Происходящие процессы в сфере инноваций привели к появлению многочисленных противоречий и проблем в социально-трудовых отношениях (далее СТО). Так, например, можно выделить значительный диссонанс между ценностными ориентациями и современными потребностями субъектов трудовых отношений в институциональных основах, регламентирующих социально-трудовые отношения, что приводит к оппортунизму среди субъектов СТО и соответственно к росту издержек в деятельности организации.

В нашем исследовании будем исходить из того что, система социально-трудовых отношений — это сетевая система неоднородных связей, включающая множество участников и субъектов (стейкхолдеров), имеющая определенную координацию отношений между ними и способную к инновационному развитию.

Автор рассматривает управление инновациями в системе социально- трудовых отношений как процесс трансформации и построения новой сети социально-трудовых отношений на основе формирования (или изменение) корпоративных сетей ценностей, обуславливающих трансформацию ценностной ориентации субъектов системы СТО. Сам процесс управления инновациями в системе СТО, с нашей точки зрения, включает такие этапы как «разрушение» (изменение) старой системы СТО, построение новой системы СТО, адаптация новой системы СТО, внедрение новой системы СТО — переход в подсистему функционирование СТО.

Сетевизация социально-трудовых отношений в данном контексте рассматривается через создание многоуровневой и многосторонней системы связей (коммуникаций) в социально-трудовых отношениях, предполагающее архитектурно определенно выстроенные (организованные) «отношения» (взаимодействия) между стейкхолерами. Построение сетевых моделей социально-трудовых отношений должно основываться на аксиологическом и институциональном подходах, что находит подтверждение в трудах ряда ученых.

Аксиологические и институциональные основы сетевизации отражаются в работах А. В. Олескина и И. В. Ботвинко [4], где ценности и институты определяются как «матрикс» предполагающее консолидирующее значение «по нему распространяются сигнальные вещества, что обеспечивает эффективную межклеточную коммуникацию» [4], а также как «объединяющие всех индивидуальных и коллективных членов сети цели и представления о путях их достижения, общие морально-этические ценности и правила делового поведения».

Для Цитирования:
Легчилина Е.Ю., Управление инновациями в системе социально-трудовых отношений. Железнодорожник. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: