По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.152:338.431/.439 DOI:10.33920/sel-03-2404-05

Управление государственным имуществом АПК в Республике Беларусь

А. П. Такун канд. экон. наук, доцент, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
О. Н. Горбатовская канд. экон. наук, доцент, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
С. П. Такун ст. науч. сотр., РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
Л. М. Павлович ст. науч. сотр., РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
И. Л. Ковалёв науч. сотр., РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: olbosigor@mail.ru
М. Н. Костомахин канд. техн. наук, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Россия, г. Москва, ORCID: 0000-0003-1126-7520

Цель работы – проанализировать управление государственным имуществом АПК в Республике Беларусь. В Республике Беларусь сформировалась децентрализованная (отраслевая) система владельческого надзора, когда акциями управляют министерства, концерны, комитеты, в ведении которых находились государственные предприятия до преобразования в акционерные общества. Помимо отраслевой выделяют централизованную и дуальную системы, которые активно используются нашими ключевыми внешнеторговыми партнерами – Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В настоящее время в АПК Республики Беларусь присутствует высокая доля государственных предприятий и организаций с долей государства в уставных фондах. Анализ государственной доли собственности в уставных фондах ОАО свидетельствует, что в сельскохозяйственных организациях в последние годы она стабильно находится в диапазоне 70–80 %, а в промышленных и обслуживающих организациях – 40–50 %. При этом отмечается необходимость обеспечения роста эффективности функционирования многих ОАО, в т. ч. посредством совершенствования инструментов управления предприятиями и организациями, включая владельческий надзор. В статье обосновываются перспективные направления совершенствования владельческого надзора, включая: организационное – переход от отраслевой к централизованной модели организации владельческого надзора в АПК; экономическое – развитие системы корпоративного управления в хозяйственных обществах; административно-экономическое – разработка методики оценки эффективности управления государственной собственностью в АПК. Выделены основные методические подходы к оценке экономической эффективности управления государственной собственностью в АПК республики: 1) основанные на количественных либо на качественных показателях; 2) ориентированные на объект либо субъект управления; учитывающие только экономические показатели либо базирующиеся на показателях социальной эффективности и общественной полезности. Использование результатов предлагаемого исследования направлено на совершенствование владельческого надзора и позволит повысить эффективность функционирования хозяйственных обществ АПК Республики Беларусь.

Литература:

1. Бондарь В. В. Оценка эффективности управления государственной собственностью / В. В. Бондарь, И. В. Смирнова. – М.: Моск. гос. ун-т печати, 2006. – 175 с.

2. Вересова Д. М. К вопросу о создании методики оценки эффективности решений по управлению государственной собственностью / Д. М. Вересова // Вопросы экономических наук. – 2008. – № 5. – С. 27–30.

3. Государственная и частная собственность в АПК Китая / Ли Айци, Минь Чжао, И. Е. Савельев, Е. П. Макарова-Коробейникова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 6. – С. 11–16.

4. Доклад по корпоративному управлению государственными предприятиями в России. – М.: ОЭСР, 2015. – 70 с.

5. Закон № 18795 от 3 февраля 2022 г. «О функционировании государственных учреждений» / Мин-во стратегии и финансов (отдел государственной политики) [Электронный ресурс]. – URL: https://www. law.go.kr/법령/공공기관의%20운영에%20관한%20법률.

6. Иванычев П. С. Особенности стратегии управления государственной собственностью РФ на основе оценки эффективности (на примере Тюменской области) / П. С. Иванычев // Академический вестник. – 2009. – № 4. – С. 109–113.

7. Калинин А. С. Система оценки эффективности управления государственной собственностью в отечественной и зарубежной практике / А. С. Калинин // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2018. – № 2 (10). – С. 17–24.

8. Каминский В. С. К вопросу о теории эффективности государственного управления / В. С. Каминский // Журнал исследований по управлению. – 2019. – Т. 5 – № 5. – С. 9–16.

9. Костомахин Н. Сельское хозяйство нуждается в государственном регулировании / Н. Костомахин // Животноводство России. – 2004. – № 9. – С. 10–12.

10. Костомахин Н. М. Оптимальный подход к решению национального проекта «Развитие АПК» в области животноводства / Н. М. Костомахин, Е. Н. Костомахина // Аграрная Россия. – 2007. – № 4. – С. 24–25.

11. Мищенко И. В., Боровиков А. В. Аграрная политика Китая и возможности ее применения в России / И. В. Мищенко, А. В. Боровиков [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.readkong.com/page/agrarnayapolitika-kitaya-i-vozmozhnosti-ee-primeneniya-v-4471640.

12. Пашкевич И. В. Методический подход к оценке эффективности корпоративного управления на белорусских предприятиях государственной собственности / И. В. Пашкевич // Банковский вестник. – 2020. – № 5. – С. 21–29.

13. Рубеж М. Г. Адаптация китайского опыта организационной структуры управления государственным сектором для Республики Беларусь / М. Г. Рубеж // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7 (73). – № 1. – С. 105–114.

14. Рубеж М. Г. Сопоставительный анализ механизма управления предприятиями государственной формы собственности Китая и Беларуси / М. Г. Рубеж // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, март 2020 г.); под ред. В. Л. Василёнка. – СПб., 2021. – С. 129–133.

15. Управление государственным сектором экономики / М. М. Ковалев и др. – Минск: Изд. центр БГУ, 2018. – 250 с.

16. Эффективное управление государственной собственностью в 2018–2024 годах и до 2035 года. Аналитический доклад. – М.: Центр стратегических разработок, 2018. – 54 с.

17. Юшко К. Ю. На пути к корпоративному управлению / К. Ю. Юшко // Веснік БДУ. – 2014. – Сер. 3. – № 1. – С. 40–43.

18. Macur M. New model of quality assessment in public administration – upgrading the common assessment framework (CAF) / M. Macur, B. Radej // Innovative Issues and Approaches in Social Sciences. – 2017. – Vol. 10. – No. 1. – P. 127–151.

19. Park J. Is the Management Evaluation System of State-Owned Enterprises in the Republic of Korea a Good Tool for Better Performance? / J. Park, J. Kim, C. J. Kim [Electronic resource]. – Tokyo: Asian Development Bank Institute. ADBI. – 2019. – Working Paper 1055. – URL: https://www. adb.org/publications/management-evaluation-system-state-owned-enterpriseskorea.

20. Practical implementation of research on the introduction of onboard meters-indicators for monitoring the technical condition of tractors / M. Kostomakhin, N. Kostomakhin, N. Petrishchev, L. Tseiko // E3S Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference “Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering” (ERSME-2023). – Rostov-onDon, 2023. – Vol. 376. – P. 01072. – DOI: 10.1051/e3sconf/202337601072.

21. Proposals for reduction of the cost of ownership of agricultural machinery due to increase controllability and adaptability to diagnosis / M. N. Kostomakhin, N. M. Kostomakhin, Yu. V. Kataev et al. // E3S Web of Conferences. International Scientific Siberian Transport Forum – TransSiberia 2023. – 2023. – Vol. 402. – P. 13003. – DOI: 10.1051/e3sconf/202340213003.

22. Yang Sh. Research on the Supervision Mode of Competitive Stateowned Enterprises by State-owned Capital Investment and Operation Companies / Sh. Yang, Y. Tian, Y. Yang // E3S Web of Conferences. – TEES 2021. – 251. – P. 01107. – DOI:10.1051/e3sconf/202125101107.

1. Bondar V. V. Assessing the effectiveness of state property management / V. V. Bondar, I. V. Smirnova. – M.: Moscow State University of Printing, 2006. – 175 p.

2. Veresova D. M. On the issue of creating a methodology for assessing the effectiveness of decisions on state property management / D. M. Veresova // Questions of economic sciences. – 2008. – No. 5. – P. 27–30.

3. State and private property in the Agro-industrial complex of China / Li Aiqi, Min Zhao, I. E. Savelyev, E. P. Makarova-Korobeinikov // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. – 2019. – No. 6. – P. 11–16.

4. Report on corporate governance of state-owned enterprises in Russia. – Moscow: OECD, 2015. – 70 p.

5. Law No. 18795 of February 3, 2022 “On the functioning of state institutions” / Ministry of Strategy and Finance (department of public policy) [Electronic resource]. – URL: https://www.law.go.kr/법령/공공기관의%20 운영에%20관한%20법률.

6. Ivanychev P. S. Features of the strategy for managing state property of the Russian Federation based on efficiency assessment (on the example of the Tyumen region) / P. S. Ivanychev // Academic Bulletin. – 2009. – No. 4. – P. 109–113.

7. Kalinin A. S. System for assessing the effectiveness of state property management in domestic and foreign practice / A. S. Kalinin // Management of social and economic systems. – 2018. – No. 2 (10). – P. 17–24.

8. Kaminsky V. S. On the question of the theory of public administration effectiveness / V. S. Kaminsky // Journal of Management Research. – 2019. – Vol. 5 – No. 5. – P. 9–16.

9. Kostomakhin N. Agriculture needs state regulation / N. Kostomakhin // Animal husbandry of Russia. – 2004. – No. 9. – P. 10–12.

10. Kostomakhin N. M. Optimal approach to solving the national project “Development of the Agro-industrial complex” in the fi eld of animal husbandry / N. M. Kostomakhin, E. N. Kostomakhina // Agrarian Russia. – 2007. – No. 4. – P. 24–25.

11. Mishchenko I. V., Borovikov A. V. Agrarian policy of China and the possibilities of its application in Russia / I. V. Mishchenko, A. V. Borovikov [Electronic resource]. – URL: https://ru.readkong.com/page/agrarnaya-politikakitaya-i-vozmozhnosti-ee-primeneniya-v-4471640.

12. Pashkevich I. V. Methodological approach to assessing the effectiveness of corporate governance at Belarusian state-owned enterprises / I. V. Pashkevich // Banking Bulletin. – 2020. – No. 5. – P. 21–29.

13. Rubezh M. G. Adaptation of Chinese experience in the organizational structure of public sector management for the Republic of Belarus / M. G. Rubezh // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Economics and Management. – 2021. – Vol. 7 (73). – No. 1. – P. 105–114.

14. Rubezh M. G. Comparative analysis of the management mechanism of state-owned enterprises in China and Belarus / M. G. Rubezh // Strategies and tools for economic management: sectoral and regional aspects: materials of the IX International. Scientific and Practical conference (St. Petersburg, March 2020); edited by V. L. Vasilenok. – St. Petersburg, 2021. – pp. 129–133.

15. Management of the public sector of the economy / M. M. Kovalev et al.Minsk: Publishing house. BSU Center, 2018. – 250 p.

16. Effective management of state property in 2018–2024 and until 2035. Analytical report. – Moscow: Center for Strategic Research, 2018. – 54 p.

17. Yushko K. Yu. On the way to corporate management / K. Yu. Yushko // Vesnik BDU. – 2014. – Ser. 3. – No. 1. – P. 40–43.

18. Macur M. New model of quality assessment in public administration – upgrading the common assessment framework (CAF) / M. Macur, B. Radej // Innovative Issues and Approaches in Social Sciences. – 2017. – Vol. 10. – No. 1. – P. 127–151.

19. Park J. Is the Management Evaluation System of State-Owned Enterprises in the Republic of Korea a Good Tool for Better Performance? / J. Park, J. Kim, C. J. Kim [Electronic resource].– Tokyo: Asian Development Bank Institute. ADBI. – 2019. – Working Paper 1055. – URL: https://www. adb.org/publications/management-evaluation-system-state-owned-enterpriseskorea.

20. Practical implementation of research on the introduction of onboard meters-indicators for monitoring the technical condition of tractors / M. Kostomakhin, N. Kostomakhin, N. Petrishchev, L. Tseiko // E3S Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference “Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering” (ERSME-2023). – Rostov-onDon, 2023. – Vol. 376. – P. 01072. – DOI: 10.1051/e3sconf/202337601072.

21. Proposals for reduction of the cost of ownership of agricultural machinery due to increase controllability and adaptability to diagnosis / M. N. Kostomakhin, N. M. Kostomakhin, Yu. V. Kataev et al. // E3S Web of Conferences. International Scientific Siberian Transport Forum – TransSiberia 2023. – 2023. – Vol. 402. – P. 13003. – DOI: 10.1051/e3sconf/202340213003.

22. Yang Sh. Research on the Supervision Mode of Competitive Stateowned Enterprises by State-owned Capital Investment and Operation Companies / Sh. Yang, Y. Tian, Y. Yang // E3S Web of Conferences. – TEES 2021. – Vol. 251. – P. 01107. – DOI:10.1051/e3sconf/202125101107.

Актуальность темы. Управление государственными пакетами акций осуществляется посредством владельческого надзора – системы мер по участию государства в управлении хозяйственными обществами, часть акций (долей в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь. В республике сформировалась децентрализованная (отраслевая) система владельческого надзора, когда акциями управляют министерства, концерны, комитеты, в ведении которых находились государственные предприятия до преобразования в акционерные общества. Помимо отраслевой выделяют централизованную и дуальную системы, которые активно используются нашими ключевыми внешнеторговыми партнерами – Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [9, 10].

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020–2025 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь № 292 от 29.07.2021 г.) в сфере повышения качества государственного управления и эффективности государственных активов основной задачей является повышение качества государственных услуг до уровня лучших мировых практик, эффективности работы и профессионализма государственного аппарата, совершенствование системы управления отраслями экономики. Также в Программе идет речь о необходимости модернизации системы владельческого надзора за счет поэтапного перехода на профессиональную основу института представителей государства, а также о разработке системы мониторинга качества государственных услуг, позволяющую аккумулировать мнения их потребителей, и на этой основе дать оценку всей системе предоставления государственных услуг [20, 21].

Таким образом, поиск путей совершенствования и обоснование оптимальной системы владельческого надзора является актуальной задачей для АПК Республики Беларусь [2].

Цель работы – проанализировать управление государственным имуществом АПК в Республике Беларусь.

Материал и методы исследований. В работе использованы методы анализа, синтеза, классификации, моделирования и сравнения.

Для Цитирования:
А. П. Такун, О. Н. Горбатовская, С. П. Такун, Л. М. Павлович, И. Л. Ковалёв, М. Н. Костомахин, Управление государственным имуществом АПК в Республике Беларусь. Главный зоотехник. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: