По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5.011

Управление фирмой в условиях слабых сигналов

Как считают зарубежные аналитики, в современных условиях жесткой конкуренции и борьбы за рынки сбыта, условиях роста неопределенности обычного стратегического планирования уже бывает недостаточно. В связи с этим необходимо уметь заблаговременно реагировать на так называемые «слабые сигналы» во внутренней и, в особенности, во внешней среде, которые могут свидетельствовать о грядущих переменах, нередко весьма негативно сказывающихся на общем состоянии и развитии производства. Своевременная и адекватная реакция по предотвращению негативных внешних воздействий или их максимальной компенсации в значительной мере содействует преодолению возникающих трудностей.

В современных условиях изменения во внешней и внутренней среде фирмы могут происходить достаточно быстро. Зачастую до начала действия каких-либо негативных обстоятельств затруднительно или невозможно получить исчерпывающую информацию относительно возможных последствий и направления действия этих обстоятельств.

Ожидая получения достаточной информации для эффективных ответных мер, фирма может пострадать от внезапных изменений, а получив неполную или неясную информацию, она также не может предпринять достаточно эффективных действий с целью разрешения или предотвращения возникшей проблемы.

Для разрешения этого парадокса необходимо изменить подход к использованию стратегической информации. Вместо того чтобы ожидать полной информации, фирме следует определить, какие последовательные шаги в планировании и на практике могут быть предприняты при различных вариантах развития событий, создающих угрозы и затруднения.

На ранней стадии проявления потенциальных негативных воздействий, когда информация о них еще недостаточно ясна, ответные меры будут соответственно иметь общий характер и будут направлены на сохранение стратегической гибкости фирмы. По мере поступления конкретной информации будут конкретизироваться и ответные действия фирмы, конечной целью которых станет либо предотвращение негативных последствий от возникающих изменений, либо использование создавшихся возможностей по их минимизации. Заблаговременное наращивание запаса гибкости позволит устранить потенциальные угрозы на ранней стадии и сделать это организованно и эффективно.

Информация, необходимая для оценки возможного воздействия изменений в процессе стратегического планирования, в случае ее неопределенности и недостаточности для принятия адекватных ответных мер противодействия, может расцениваться как недостоверная.

В своей книге «Стратегическое управление», изд. 1989 г., известный американский (русского происхождения) аналитик и специалист по вопросам управления промышленными корпорациями Игорь Ансов (1918– 2002) предлагает к рассмотрению пять уровней осведомленности. Пятый уровень — самый высокий и соответствует такому объему информации, который необходим для целей стратегического планирования. Этой информации должно быть достаточно как для расчета возможных негативных финансовых последствий от спонтанных негативных явлений, так и для позитивного развития событий в результате ответных мер.

Для Цитирования:
Управление фирмой в условиях слабых сигналов. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: