Дата поступления рукописи в редакцию: 04.05.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 10.05.2023.
Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности»: «Средство размещения — это имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемые для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц; гостиница представляет собой средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги»1.
Для постояльцев гостиницы уже давно стали чем-то большим, нежели местом для ночлежки. Предприятия все чаще отходят от концепции Bed and Breakfast, предлагая гостям разнообразный ассортимент дополнительных услуг. Доходы гостиницы складываются из продажи номеров и прочих услуг, к которым можно отнести такие, как услуги такси, аренда автомобиля, продажа сувениров, платное телевидение, аренда конференц-залов и т.д.2. Благодаря большому спектру предоставляемых услуг гостиницы могут в разы увеличить доход.
Сейчас, как никогда раньше, гостиницы должны ставить перед собой цель максимизации доходов и минимизации расходов. Эти два понятия объединяются в рамках процесса управления доходами — экономической техники, направленной на прогнозирование спроса с целью определения наилучшей ценовой политики для оптимизации доходов3.
Словарь международных туристских терминов выделяет: «Управление доходами (revenue management) — это система мер, способствующая увеличению доходов предприятия от продажи гостиничных мест и дополнительных услуг. В основном в этих целях используются дифференцированные цены, позволяющие стимулировать рост спроса и в то же время увеличивать средние доходы на единицу продукции»4.
По мнению Р. Хадда, А. Роупера и П.Джонса: «Управление доходами — это инструмент согласования спроса и предложения путем деления гостей на сегментные группы и выявления их покупательной способности с целью увеличения доходов предприятия»5.