Организационное управление можно характеризовать как область научных знаний, связанную с практикой эффективного управления действиями отдельных специалистов, групп работающих и управления предприятием в целом.
Понятие «организационное поведение» включает в себя:
• поведение сотрудников на предприятии;
• межличностные отношения;
• динамику развития отношений в малых группах;
• межгрупповые отношения;
• коллективные проявления в деятельности предприятия как целостной системы.
Под термином «управление человеческими ресурсами» (УЧР) понимают управление основными категориями сотрудников (специалистов) предприятия в условиях возникающих типовых ситуаций, связанных с выполнением ими возложенных на них функциональных обязанностей. Эффективность деятельности предприятия определяется наличием всех категорий и типов сотрудников, которые обеспечивают эту деятельность в направлении достижения общих стратегических целей.
Управление персоналом в разные периоды производственного развития всегда находилось и находится в центре внимания различных исследователей. Английский исследователь Джон Стори (John Storеy), посвятивший свои усилия развитию американской концепции управления человеческими ресурсами, определяет этот вид управленческой деятельности как «особый подход к управлению людьми в компании, нацеленный на достижение конкурентных преимуществ путем стратегического размещения квалифицированного и лояльного персонала, использующий целостный набор культуральных, структурных и кадровых техник».
По мнению британских ученых X.T. Грэхема и Р. Беннетта [1], управление человеческими ресурсами представляет собой «человеческий» аспект управления компаниями и отношением работников к своим компаниям. Целью этого процесса является обеспечение использования сотрудников компании, т. е. ее человеческими ресурсами, таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально возможную выгоду от их умений и навыков, а работники — максимально возможное материальное и психологическое удовлетворение от своего труда.