Статья поступила 14.05.2025 г. Статья одобрена к публикации 13.07.2025 г.
Сегодня человек является ведущим звеном в формировании новой экономики. Ключевой тенденцией развития инновационной экономики в современном понимании в конечной стоимости продукта или услуги является увеличение доли интеллектуальных инвестиций. Быстро меняющийся мир влечет за собой изменения в восприятии их, что влечет за собой выработку инновационного подхода гибкого механизма восприятия и переработки новых знаний. В условиях внутренних и внешних вызовов экономики необходимо разрабатывать и внедрять комплекс мер по управлению человеческим капиталом на уровне государства и организаций [1].
Материализация интеллектуального потенциала наиболее ярко проявляется в научной работе, так как научная деятельность направлена на получение новых знаний в виде гипотез, теорий, методов и т.п. Понятно, что это особый и специфический вид деятельности, достаточно отличный от любого другого вида деятельности. При этом «обратная сторона медали» — научная активность — направлена на распространение полученных в научной сфере результатов. В основном она фиксируется соответствующими публикациями, дипломами, патентами, докладами на конференциях, наградами и т.п. Взаимосвязь между научной деятельностью и научной активностью поддается определенной формализации.
Рассмотрим один из возможных вариантов формализации прямой связи: научная деятельность — научная активность [4]. Будем при этом считать, что для каждого ученого или научной организации научная деятельность (D) и научная активность (А) могут выступать функциями объема финансирования (F).
Мы можем вполне обоснованно предполагать, что сумма D и А не может превышать единицы, что соответствует предельным возможностям научного работника или научной организации.
Из рис. 1. видно, что деятельность и активность в своем графическом представлении при максимальном уровне финансирования стремятся к значению 0,5 по следующим причинам: