По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338; 658 DOI:10.33920/nik-02-2510-01

Управление человеческим потенциалом в условиях внутренних и внешних вызовов экономики

Пономарева Татьяна Петровна доцент кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7(499) 374-59-30, Эл. адрес: kafmen@mosgu.ru
Егоров Василий Викторович кандидат социологических наук, профессор кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7(499) 374-59-30, Эл. адрес: kafmen@mosgu.ru

В статье рассматриваются вопросы управления человеческим потенциалом в условиях внутренних и внешних вызовов экономики. Показано, что понимание модернизации экономики состоит в направлении выбора обновления, ликвидацию отсталости, а также выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития. В результате модернизации непременно создаются факты устойчивого роста благосостояния граждан, процветание страны. Необходима также интеграция в мировую экономику, что определяет структуру экономики страны в движении на инновационное развитие, как сопутствующее явление — использование науки как фактора производства.

Литература:

1. Никитская Е.Ф. Роль вузов в системной интеграции инновационного развития России // Фундаментальные исследования. 2014. — Вып. 9–12. — С. 2745– 2750. [Электронный ресурс]. — URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=35427 (дата обращения: 01.03.2025).

2. Пономарев В.А. Результативность деятельности и активность в научной работе / В.А. Пономарев, Т.П. Пономарева // Ученый совет. — 2014. — № 3. — С. 41–50.

3. Пономарев В.А., Пономарева Т.П. Управление знаниями в условиях инновационной экономики // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2018. — № 5 [Электронный ресурс]. — URL: http://journals.mosgu. ru/trudy/ article/view/821 (дата обращения: 11.04.2025.).

4. Пономарев В.А., Пономарева Т.П. Профессионализм как проявление интеллектуального потенциала // Учебное пособие. Вып. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — С. 193–201.

1. Nikitskaya E.F. The Role of Universities in the Systemic Integration of Innovative Development of Russia // Fundamental Research. 2014. — Issue. 9–12. — Pp. 2745–2750. [Electronic resource]. — URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35427 (accessed: 01.03.2025).

2. Ponomarev V.A. Performance and Activity in Scientific Work / V.A. Ponomarev, T.P. Ponomareva // Academic Council. — 2014. — No. 3. — Pp. 41–50.

3. Ponomarev V.A., Ponomareva T.P. Knowledge Management in the Context of an Innovative Economy // Scientific Works of the Moscow Humanitarian University. — 2018. — No. 5 [Electronic resource]. — URL: http://journals.mosgu. ru/trudy/article/ view/821 (date of access: 11.04.2025.).

4. Ponomarev V.A., Ponomareva T.P. Professionalism as a manifestation of intellectual potential // Study guide. Issue. Moscow: Publishing house of Moscow Humanitarian University, 2008. — P. 193–201.

Статья поступила 14.05.2025 г. Статья одобрена к публикации 13.07.2025 г.

Сегодня человек является ведущим звеном в формировании новой экономики. Ключевой тенденцией развития инновационной экономики в современном понимании в конечной стоимости продукта или услуги является увеличение доли интеллектуальных инвестиций. Быстро меняющийся мир влечет за собой изменения в восприятии их, что влечет за собой выработку инновационного подхода гибкого механизма восприятия и переработки новых знаний. В условиях внутренних и внешних вызовов экономики необходимо разрабатывать и внедрять комплекс мер по управлению человеческим капиталом на уровне государства и организаций [1].

Материализация интеллектуального потенциала наиболее ярко проявляется в научной работе, так как научная деятельность направлена на получение новых знаний в виде гипотез, теорий, методов и т.п. Понятно, что это особый и специфический вид деятельности, достаточно отличный от любого другого вида деятельности. При этом «обратная сторона медали» — научная активность — направлена на распространение полученных в научной сфере результатов. В основном она фиксируется соответствующими публикациями, дипломами, патентами, докладами на конференциях, наградами и т.п. Взаимосвязь между научной деятельностью и научной активностью поддается определенной формализации.

Рассмотрим один из возможных вариантов формализации прямой связи: научная деятельность — научная активность [4]. Будем при этом считать, что для каждого ученого или научной организации научная деятельность (D) и научная активность (А) могут выступать функциями объема финансирования (F).

Мы можем вполне обоснованно предполагать, что сумма D и А не может превышать единицы, что соответствует предельным возможностям научного работника или научной организации.

Из рис. 1. видно, что деятельность и активность в своем графическом представлении при максимальном уровне финансирования стремятся к значению 0,5 по следующим причинам:

Для Цитирования:
Пономарева Татьяна Петровна, Егоров Василий Викторович, Управление человеческим потенциалом в условиях внутренних и внешних вызовов экономики. Ученый совет. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: