По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Управление благополучием персонала в государственных и частных ДОУ

Михайлова Анна Викторовна канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой социологии и управления персоналом, ФЭИ, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Попова Людмила Николаевна канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом, ФЭИ, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Федорова Алена Александровна магистрант 2-го года обучения направления подготовки «Управление человеческими ресурсами», ФЭИ, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

В статье проводится сравнительный анализ программ управления благополучием персонала в государственном дошкольном образовательном учреждении (ДОУ «Туллукчаан») и частном ДОУ («Карамелька»). Особое внимание уделяется специфике внедрения HR-инноваций в условиях различной организационно-правовой формы учреждений. Исследование основывается на данных опросников Gallup Q12 и методик Спектора, что позволяет выявить уровень вовлеченности, удовлетворенности условиями труда, профессионального развития и социально-психологического климата в обоих учреждениях. На основе проведенного анализа предложены программы управления благополучием персонала, охватывающие все основные измерения. Результаты исследования демонстрируют, что внедрение программ благополучия персонала способствует повышению энергии, снижению уровня стресса и профессионального «выгорания», укреплению командного духа и повышению лояльности персонала. Реализация данных программ формирует мотивированный коллектив, что положительно сказывается на качестве образовательных услуг и устойчивости учреждений.

Литература:

1. Арефьева А. А. Инновационные технологии в управлении персоналом на современном предприятии / А. А. Арефьева // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. — 2023. — С. 30–35.

2. Бабич А. М., Минажетдинова Д. И., Федун А. С., Лобачева А. С. Концепция культуры «благополучия» сотрудников и ее реализация в российских организациях // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами России. — 2023. — № 5. — С. 49–55.

3. Волкова Н. В., Заиченко Н. А., Кошелева С. В., Ефимов А. С. Организационная культура образовательных учреждений как предиктор организационного стресса у педагогов // Вопросы образования. — 2023. — № 1. — С. 29–73.

4. Волковицкая Г. А. Well-being — красивое слово или корпоративная необходимость? // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. — 2022. — № 3 (3).— С. 58–65.

5. Генкин Е. В., Озеров С. Л., Сатина А. В. Внедрение программы Well-being для поддержания эмоционального и психологического состояния работников компании // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2022. — № 2.

6. Иванова М. К., Павлова М. С. Well-being-подход в дошкольной образовательной организации Якутии: в поисках эффективного инструмента управления педагогическим персоналом // Проблемы современного педагогического образования. — 2024. — № 84-3. — С. 205–210.

7. Михайлова А. В. Health management в системе управления персоналом организации на примере региональной компании / А. В. Михайлова, Л. Н. Попова, М. К. Григорьева // Кадровик. — 2021. — № 7. — С. 6–21.

8. Сафонова О. А. Эколого-личностная модель инновационной среды дошкольной образовательной организации: профессионально-педагогический аспект // Вестник Мининского университета. — 2025. — № 2 (51). — С. 2–16.

9. Чуланова О. Л., Малькова А. В. Разработка цифровых инструментов интеграции well-being в работу с персоналом в авиационной отрасли в Хантымансийском автономном округе — Югре в условиях удаленной работы // Вестник СурГУ. — 2023. — № 3 (41). — С. 96–115.

10. Яшкова Е. В., Лаврентьева Л. В., Суходоева Л. Ф. Внедрение программы well-being для поддержания эмоционального и психологического состояния работников в условиях пандемии // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70-2. — С. 349–354.

11. Годовой план на 2022–2025 ДОУ «Карамелька».

12. Годовой план на 2022–2025 ДОУ «Туллукчаан».

Актуальность исследования проблем управления благополучием персонала обусловлена возрастающей значимостью человеческого капитала как ключевого ресурса организаций. Управление благополучием представляет собой комплекс мер, направленных на улучшение физического, психологического и социального состояния работников, и является неотъемлемым элементом современной системы управления человеческими ресурсами. Данный подход напрямую влияет на эффективность деятельности организации, поскольку фокусируется на удовлетворении индивидуальных потребностей сотрудников и создании условий для их профессиональной и личной реализации. Благополучие персонала оказывает мультипликационный эффект не только на удовлетворенность трудом, но и на финансовую стабильность организации, безопасность рабочей среды, карьерные возможности сотрудников и качество межличностных отношений в коллективе. Ключевой целью внедрения программ благополучия является формирование позитивных ценностей организационной культуры, способствующих привлечению и удержанию талантливых специалистов.

Профессиональное «выгорание» является одной из наиболее острых проблем, с которой сталкиваются сотрудники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Проблемное поле исследования обусловлено тем, что в современных условиях вопросы управления благополучием персонала дошкольных образовательных учреждений остаются недостаточно изученными, особенно с точки зрения сравнительного анализа государственного и частного секторов. В условиях растущей конкуренции за квалифицированных специалистов и повышения требования к качеству дошкольного образования особую актуальность приобретает выявление различий к организации условий труда, мотивации и поддержки работников в разных типах учреждений. Отсутствие систематизированных данных о лучших практиках и эффективных моделях управления благополучием персонала создает барьеры для разработки стратегий, которые могли бы способствовать снижению профессионального «выгорания» и снижению текучести кадров.

Для Цитирования:
Михайлова Анна Викторовна, Попова Людмила Николаевна, Федорова Алена Александровна, Управление благополучием персонала в государственных и частных ДОУ. Кадровик. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: