Достаточно длительное время основными способами обеспечения и улучшения безопасности движения на отечественном и зарубежном железнодорожном транспорте были:
– контроль и инспектирование (техническая ревизия) структурных подразделений организаций железнодорожного транспорта с угрозой наказаний за выявленные недостатки;
– корректировка, в том числе ужесточение требований правил эксплуатации железнодорожного транспорта по результатам выявляемых нарушений и произошедших транспортных происшествий;
– внедрение новой или модернизация эксплуатируемой техники как естественный процесс повышения эффективности железнодорожного транспорта или предупреждения выявляемых нарушений и транспортных происшествий.
Эти способы применялись в совокупности. Подход к обеспечению безопасности на основе такой совокупности получил название реагирующий (реактивный) подход. Соответствующий такому подходу процесс управления безопасностью на железных дорогах представлен на рис. 1 [1].
Центральным звеном этого процесса являются проверки, которые на железных дорогах различных стран мира называют инспекциями, или, как в Российской Федерации применительно к обеспечению безопасности движения, — техническими ревизиями (уполномоченные проводить такие проверки работники называются соответственно инспекторами, или ревизорами, по безопасности). Именно эти процедуры являются теми опорными процедурами, которые выявляют недостатки, несущие угрозы безопасности. Они позволяют анализировать степень угроз, формировать предложения и принимать меры предупредительного и профилактического характера для предупреждения нарушений в будущем. В случае высокой степени угроз и большой вероятности их проявления ревизоры (инспекторы) применяют предусмотренные законодательством страны меры ограничительного характера (т. е. в пределе могут ограничить или даже полностью закрыть движение поездов).
Однако такой подход ориентируется на постоянное реагирование на ошибочные действия персонала и недостатки техники. При таком подходе меры предупредительного и профилактического характера приходятся на период после выявленного ревизорами (инспекторами) по безопасности недостатка или произошедшего неблагоприятного события. Здесь событие опережает принятие мер по его предупреждению. Активное упреждающее противодействие возможности появления неблагоприятного события не вписывается в логику этого подхода. Отчаянные попытки устранения недостатков и контроль происходят только после случившегося.